11-01-12 / 2012
Новости отрасли
Сочетание новых экономических возможностей и технологий управления приведёт к созданию эффективной модели перевозок

Вадим Морозов, первый вице-президент РЖД: Совершенствование системы управления перевозками в новых условиях требует реализации комплекса мер правового, тарифного и технологического характера.

Был завершен третий этап и выработана идеология четвертого этапа реформирования отрасли. Одним из его направлений является задача модернизации инфраструктуры железнодорожного транспорта, определения конкретных сроков и этапов реализации концепции сетевого контракта и формирования перечня конкретных мероприятий по созданию данного механизма на период до 2015 года.

Проведены серьезные структурные преобразования, в частности завершено формирование Второй грузовой компании, созданы независимые вагоноремонтные предприятия в форме акционерных обществ.

Сформирована новая конфигурация рынка оперирования грузовыми вагонами со всеми плюсами и пока минусами этого процесса.

Успешно решена задача обновления и увеличения грузового парка, что создало реальные условия для конкуренции на рынке операторов, а для грузовладельцев - для выбора источников предоставления подвижного состава.

Вместе с тем упразднение парка вагонов перевозчика обострило проблему управления перевозками, теория и практика которого выстраивались десятилетиями.

Безусловно, на перевозочный процесс оказывает влияние очень большое количество факторов.

В их числе объемы и структура промышленного производства, конъюнктура рынка, состояние железнодорожной инфраструктуры, наличие резервов провозных способностей, надежность работы технических средств, вопросы подготовки кадров и многое другое.

Однако в последние годы определяющим фактором здесь являлись, несомненно, изменения, связанные с формированием новой модели рынка грузовых перевозок и переходом к работе приватным парком практически в полном объеме.

Появление независимых компаний-операторов как нового системообразующего элемента коснулось всех сфер перевозочного процесса: непосредственно организации движения, работы сортировочных станций, местной работы, использования инфраструктуры и локомотивной тяги.

Между тем ввиду отставания нормативно-правовой базы от структурных преобразований за ОАО "РЖД" сохранилась обязанность осуществлять перевозки грузов на публичной основе, независимо от наличия у компании погрузочных ресурсов. В результате мы столкнулись с серьезными претензиями грузоотправителей при отсутствии возможности удовлетворения их потребностей в перевозках. Особенно это касалось малого и среднего бизнеса, ориентированных до этого на публичную перевозку и оказавшихся откровенно неготовыми к новой ситуации. В сложившихся условиях необходимо найти баланс интересов всех участников транспортного рынка. Поэтому для решения и предупреждения проблем, связанных с вывозом грузов и обеспечением грузоотправителей необходимыми погрузочными ресурсами, сформирован пакет срочных мер, включающий консолидацию парка универсальных грузовых вагонов под единым управлением ОАО "РЖД".

Также сформулированы нормативные условия, определяющие поведение операторов и владельцев подвижного состава на сети, продуманы направления совершенствования тарифного регулирования. При этом работа по созданию эффективной системы управления вагонными парками ведется в компании на протяжении всех последних лет активно и целенаправленно, а ее результаты дают положительный эффект даже в условиях недостаточности правового обеспечения.

Принятые меры позволили наиболее рационально сочетать мощности современных автоматизированных систем и принципы сетевой регулировки, обеспечивающие универсальность и обезличенность подвижного состава. Очевидно, что именно благодаря этой системе, а также успешной работе руководителей и специалистов РЖД мы все-таки решили главные проблемы, которые реально встали перед нами. В первую очередь это обеспечение экономики страны топливом, и мы обеспечили ЖКХ и энергетиков ресурсами, не создав ни одного прецедента срыва поставок.

При этом даже минимальная консолидация полувагонов дала возможность разработки рационального плана формирования порожних вагонов, придала существенный импульс работе парка, обеспечив его максимальную подвижность, ускоренное следование к местам погрузки и положительную динамику ключевых показателей.

В целом же можно сделать вывод о том, что применение технологии перевозок консолидированным парком (ее не назовешь новой, но и старой назвать уже нельзя) существенно повышает эффективность использования подвижного состава, что выгодно для грузовладельцев, операторов и перевозчиков и позволяет меньшим количеством вагонов перевозить большие объемы грузов.

В то же время обязательным условием формирования пула универсального подвижного состава, привлеченного с рынка под управление ОАО "РЖД", является особый порядок ценообразования. Вагонная составляющая тарифа должна здесь определяться с учетом рыночных факторов. Соответствующее постановление правительства № 1051 было подписано 20 декабря 2011 года премьер-министром Владимиром Путиным, и теперь предстоит работа по его реализации.

Помимо этого, компанией "РЖД" совместно с НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного состава", а также причастными органами федеральной исполнительной власти была проведена существенная работа по внесению изменений и дополнений в действующую нормативно-правовую базу. На сегодняшний момент важнейшим результатом этой деятельности явилось принятие Министерством транспорта приказа от 3 октября 2011 года № 258 "О внесении изменений в некоторые акты Министерства путей сообщения Российской Федерации", регламентирующего перевозки приватных вагонов в порожнем состоянии.

Также необходимо отметить, что в октябре 2011 года по указанию Президента России Дмитрия Медведева на Красноярской железной дороге совместно с руководством Красноярского и Алтайского краев, Новосибирской и Кемеровской областей, представителями транспортного рынка было проведено совещание по вопросу создания в регионах и на железных дорогах координационных советов по повышению эффективности грузовых перевозок с участием региональных властных структур, представителей дорог, дочерних компаний ОАО "РЖД" , операторов, грузовладельцев и других заинтересованных сторон. Таким образом, сформирована мощная площадка взаимодействия, которая должна ускорить процесс совершенствования транспортного законодательства и тарифной системы, обеспечить эффективную технологию работы перевозчика, основанную на взаимной ответственности всех участников транспортного рынка за рациональное использование погрузочных ресурсов.

В настоящее время созданы все 16 координационных советов на железных дорогах и 8 межрегиональных. Уже сегодня, в самом начале их работы, видны практические результаты взаимодействия с руководством регионов. Так, благодаря инициативе губернатора Кемеровской области Амана Тулеева позитивные изменения коснулись работы Кузбасса, где идею консолидации парка приватных полувагонов поддержали 11 крупных собственников и операторов. Это позволяет восстановить специализацию сортировочных мощностей Западно-Сибирской железной дороги под маршрутный вагонопоток, существенно сократив его переработку, нерациональное перемещение и простои вагонов в порожнем состоянии. Следует особо подчеркнуть: нет оснований опасаться, что консолидация части универсальных вагонов под управлением ОАО "РЖД" возродит монополизм на рынке. Предлагаемые решения по консолидации - это не шаг назад, не нарушение условий конкуренции, не пересмотр решений Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года. Это стабилизирующая рынок мера, направленная на организацию работы железнодорожного транспорта в сложных переходных и новых условиях.

Необходимо констатировать, что в процессе разработки новой нормативно-правовой базы были выявлены логические нестыковки некоторых пунктов Плана реализации Целевой модели. Поэтому в настоящее время компанией готовятся предложения по внесению изменений в План, касающиеся прежде всего порядка и сроков реализации согласованных мероприятий.

Во-первых, это решения, направленные на восстановление технологии централизованного управления обезличенным парком универсальных полувагонов до внедрения новой эффективной технологии работы парка в условиях множественности операторов подвижного состава.

Во-вторых, направление, которое должно найти отражение в Плане, касается сроков необходимости принятия решений по унификации тарифов за порожний пробег вагонов вне зависимости от класса перевозимых грузов.

В-третьих, это внесение изменений в части формирования института локальных перевозчиков. В условиях, когда на практике выявились проблемы с созданием эффективной системы управления вагонными парками, целесообразно отложить начало эксперимента по внедрению института локальных перевозчиков, чтобы не совмещать одновременно две крупные проблемы в работе железнодорожного транспорта.

Созданная на российских железных дорогах система оперативного управления, базирующаяся на ЦУП ОАО "РЖД" и 17 региональных диспетчерских центрах управления перевозками, мощнейшем программно-аппаратном комплексе, который обеспечивает управление движением по сети в режиме реального времени, - это наше во многом российское ноу-хау. В этой системе реализованы серьезные инновации, в нее инвестирован большой интеллектуальный потенциал. Сегодня в наш центр мы приводим своих коллег со всего мира, поскольку за рубежом подобных комплексов очень немного.

Наряду с этим, даже занимая одно из лидирующих мест в мире по грузонапряженности железнодорожной сети, компания продолжает повышать эффективность своей деятельности и совершенствовать систему управления движением на существующей инфраструктуре. Одним из важнейших направлений здесь являются начатые по заказу ОАО "РЖД" разработка и внедрение интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте. Она позволит создать единую технологически интегрированную систему управления перевозочным процессом, инфраструктурой и безопасностью, основанную на самых современных программных и интеллектуальных технологиях. Инвестируя в научные разработки, компания создает конкурентоспособный продукт завтрашнего дня. Невозможно себе даже представить, что такие процессы можно вести параллельно с какими-то другими участниками рынка.

Результатом внедрения проекта станут не только реализация Комплексной программы поэтапного перехода на организацию движения грузовых поездов по расписанию на 2010-2015 годы и внедрение единых горизонтальных комплексных процессов, формализованных для компьютерной обработки, но и изменение парадигмы управления - переход от административной системы (управления в рамках дорог) к управлению по технологическому принципу (в рамках единых сквозных технологических процессов). И это не только внутреннее дело ОАО "РЖД". В системе российских железных дорог идет глубокая перестройка, что, безусловно, отражается на работе всех участников рынка перевозок. Мы надеемся, что они с пониманием относятся к этому процессу, который включает в себя упразднение ставших сегодня излишними звеньев управления.

В РЖД будет создана объектно ориентированная модель нового поколения, позволяющая организовать управление перевозочным процессом в реальном масштабе времени.

В последние годы операторы и собственники подвижного состава часто обращаются к нам и в другие причастные министерства и ведомства с предложениями по совершенствованию нашей внутренней деятельности, управлению парками, предлагают свои механизмы в части изменения эксплуатационной работы. Мы открыты и восприимчивы ко всему, что предлагается и может быть реализовано.

Отечественный и зарубежный опыт, серьезные научные исследования подтверждают, что технологическая система управления на единой сети должна находиться в одних руках. Это непреложный факт. Только так возможно обеспечить сбалансированное и эффективное использование и инфраструктуры, и всего вагонного парка.

Понимание того, что в основе эксплуатационной работы на железнодорожной инфраструктуре должна быть централизованная система управления перевозками, появилось еще в ХIХ веке, что нашло отражение в первой статье Общего устава российских железных дорог 1885 года, где было записано: "Перевозка грузов составляет не право, а обязанность железных дорог". При этом Службе движения предписывалось "задавать тон общему ведению всего дела эксплуатации железной дороги".

При этом только совместными усилиями мы сможем обеспечить необходимое развитие железнодорожного транспорта и эффективную организацию грузовых и пассажирских перевозок в интересах экономики, пассажиров и частных компаний, создать надлежащие условия для притока инвестиций в инфраструктуру и весь технологический комплекс "Российских железных дорог".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.01.12Продуманные решения