Вагон с алюминиевым кузовом приносит значительный экономический эффект, этот факт подтверждают расчеты ученых ПГУПС. В выигрыше как грузоотправитель, так и перевозчик. Они получают экономию средств за счет снижения веса тары и увеличения грузоподъемности. Однако собственник вагона в числе проигравших. Он покупает вагон по цене, превышающий на 30% выше грузовые аналоги из стали.
Катится вагон
Увеличение цены на 30% – обосновано, об этом Юрий Бороненко, доктор технических наук, академик Академии транспорта, генеральный директор и зав. кафедрой "Вагоны и вагонное хозяйство" ПГУПС заявляет безапелляционно. В доказательство своих слов он предоставляет доклад, сделанный на ХVII Международной научно-технической конференции "Подвижной состав ХХI века: идеи, требования, проекты".
Для расчетов эффективности ученые выбрали три вагона-хоппера различных моделей(19-1299 в алюминиевом кузове с нагрузкой на ось в 25 тонн; 19-9549 с такой же нагрузкой на ось, но в стальном кузове, как и у 19-9814, но у него нагрузка на ось 23,5 тс). Испытания показали, по удельной прочности по временному сопротивлению алюминиевый сплав более чем вдвое эффективнее стали, а по удельной прочности по пределу текучести – в 1,7 раза. По удельной жесткости материалы примерно равны.
"Учитывая, что при проектировании вагонов основные расчеты ведутся по пределу текучести, можно сделать вывод, что элементы вагонов, создаваемых из алюминиевого сплава 1581 должны быть примерно в 1,7 раза легче, чем стальные", – отмечает Юрий Бороненко.
Действующий прейскурант не учитывает в тарифе количество груза в вагон, продолжает Ю. Бороненко. А это значит, грузовладелец оплачивает не тонны, а дальность перевозки. Большая грузоподъемность вагона позволяет сократить число отправок и, за счет этого, сэкономить расходы на оплату тарифа в груженом режиме.
Груз больше, цена выше
Подсчитано, за счет уменьшения затрат на оплату тарифа в сравнении со стальными вагонами с осевой нагрузкой 25 тс – почти 189 тыс. руб., а в сравнении с вагонами с осевой нагрузкой 23,5 тс – 417 тыс. Экономит и перевозчик на топливе для тяги поездов. Если сравнивать алюминиевый вагон со стальным с осевой нагрузкой в 25 тс, то экономия достигает 20 тыс. если с осевой нагрузкой в 23,5 тс, то почти 41, 5 тыс. Перевозчик также сокращает затраты на содержание пути. Подсчитано, экономический эффект в сравнении со стальными вагонами с осевой нагрузкой 25 тс превышает 25,5 тыс., руб., в сравнении с вагонами с осевой нагрузкой 23,5 тс чуть менее 7,9 тыс. руб.
Столь высокая экономия энергоресурсов на тягу поездов осуществляемой тепловозами сделала вагоны из алюминия крайне востребованными в Северной Америке, подчеркивают ученые. А в России нет, потому что отечественные грузовые вагоны на железнодорожную сеть выводит частный бизнес. А он считает деньги. И согласно его расчетам вагоны из алюминия имеют более высокий срок окупаемости, если сравнивать их с вагонами из стали. Ставки аренды на вагон из алюминия одинаковы ставкам аренды вагонам из стали, у которого не столь высокая грузоподъемность.
"Поэтому в дальнейшем необходимо решить задачу по оценке эффекта от применения вагонов с кузовами из алюминиевых сплавов для трех сторон перевозочного процесса: собственников вагонов, перевозчика и грузоотправителя", – сообщается в докладе Юрия Бороненко.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 31.01.2024 |