05-02-17 / 2017
Новости отрасли
Собрали весь пакет

Рынок перевозок зерна в Центральной Азии привлек инвестора из России.

Закрытое акционерное общество "Русагротранс" стало единственным акционером АО "Астык Транс" (СП РФ и Казахстана по перевозкам зерна) по железнодорожным перевозкам зерновых и сельскохозяйственных грузов.

Информация о приватизации пакета 50% акций "Астык Транса" размещена на официальном сайте госзакупок Казахстана. Стоимость актива в рамках ценового аукциона на повышение установлена привлеченным оценщиком ТОО "Эрнст энд Янг – консультационные услуги" на уровне $15,8 млн.

Предприятие было создано на паритетной основе между АО "Казтемиртранс" ("дочка" АО "НК "Казахстан темир жолы") и "Русагротрансом" в 2013 году с целью консолидировать усилия двух операторов на рынке перевозки зерна. На тот момент компании договорились о создании парка зерновозов нового совместного предприятия – по 3 тыс. вагонов от каждой.

Лаконичное сообщение о продаже акций вызывало много вопросов у трейдеров, так как покупатель сохранил инкогнито. На веб-сайте было указано, что им стал нерезидент Республики Казахстан (РК).

Интригу развеял член совета директоров "Русагротранса" Олег Рогачев, который сообщил "Гудку", что компания выкупила акции "Казтемиртранса". "Мы теперь стопроцентный акционер "Астык Транса". У нас есть пятилетний контракт с казахстанскими партнерами об аренде парка, так что работать будем хорошо, в плановом режиме", – уточнил он.

Прогнозы по перевозкам зерна в текущем торговом сезоне были озвучены президентом "Астык Транса" Рамазаном Айгайбековым на общественном совете компании в октябре 2016 года. Доминантным направлением останется Центральная Азия – 2750 тыс. тонн. В порт Актау на перевалку будет доставлено 580 тыс. тонн. В Иран и Афганистан суммарно отгрузят 240 тыс. тонн, увеличится объем перевозок зерновых в порты Азовско-Черноморского бассейна до 390 тыс. тонн.

По словам руководителя Департамента корпоративного развития "Казтемиртранса" Серика Баймагамбетова, смена акционера произошла в рамках комплексного плана приватизации, который был утвержден правительством республики в декабре 2015 года. По документу, в приоритетном порядке должны быть переданы в конкурентную среду государственные и дочерние организации, зависимые от национальных управляющих холдингов и аффилированные с ними. При необходимости для привлечения стратегических инвесторов разрешено дробить акции или доли предприятий. Таким образом, "Астык Транс" попал в общий пакет вместе с Казахстанской вагоностроительной компанией, "Темир Жол Электрификация" и "ТрансТелеКомом", отметил Серик Баймагамбетов.

Тем не менее сотрудники "Астык Транса" до сих пребывают в неведении в отношении нового акционера и строят прогнозы по сообщениям казахстанских СМИ.

"Пока в компании ничего не происходит. Официального представления не было и процедура передачи акций еще не завершена. Правительство давно ведет работу по передаче ряда госпредприятий и акционерных обществ с долей государства в конкурентную среду, мы оказались в этом списке. Решение о продаже пакета принимали акционеры, нам об этом стало известно из обрывков информации, хотя есть понимание, что изменения в стратегических планах компании, скорее всего, последуют", – говорит начальник отдела маркетинга "Астык Транса" Еркен Алимкулов. Однако специалист уточнил, что сейчас составы формируются в рабочем режиме.

По мнению эксперта Центра геополитических исследований "Берлек-Единство" Алексея Чекрыжова, главная причина продажи акций казахстанской стороны заключается в необходимости оптимизации и переформатирования бюджета республики под новые реалии. Речь идет о важности разгосударствления экономики РК в условиях кризиса – Астана встала на этот курс еще пару лет назад. И то, что покупателем стала российская компания как второй участник совместного предприятия, весьма рационально с позиции ведения бизнеса.

"Таким образом, главный мотив Астаны – это дополнительные доходы от приватизации. Представители России от этого тоже в выигрыше. Исключается вторая сторона, а значит, перевозчик будет более свободен в своих действиях. Поэтому нельзя исключать и дальнейшего роста цен на перевозки. Издержки будут заложены в стоимость конечного продукта", – резюмировал эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152005.02.2017