13-08-15 / 2015
Новости отрасли
Соблюдению сроков доставки необходимо уделять особое внимание

В I полугодии обобщенная оценка грузоотправителями качества услуг на рынке железнодорожных перевозок значимо – на два пункта, до 69 баллов – увеличилась к прошлогоднему уровню.

Дмитрий Мачерет, первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО "РЖД", д.э.н., профессор.

Анализируя факторы достигнутого роста, надо выделить кардинальное улучшение (на 9,5 пункта, до 65,5 балла) оценки по критерию "соблюдение сроков доставки". Этот показатель вообще является ключевой составляющей качества грузовых перевозок, но в I полугодии текущего года выявилась интересная тенденция. Помесячное значение Индекса качества достигало максимального, 70-балльного, значения именно в те месяцы, когда максимальной (67-балльной) была и оценка соблюдения сроков доставки: в январе, апреле и июне. Можно сделать вывод, что в сложившихся условиях изменчивость Индекса качества особенно сильно связана с соблюдением сроков доставки, и этому показателю должно и впредь уделяться приоритетное внимание.

В числе других драйверов роста обращает на себя внимание улучшение оценки по такому традиционно проблемному критерию, как "уровень развития транспортной инфраструктуры". Комментарии участников исследования показывают, что многие из них позитивно оценивают результаты принимаемых ОАО "РЖД" мер как по путевому развитию, так и по обновлению локомотивного парка. В то же время по абсолютному уровню (56 баллов по итогам I полугодия) данный показатель остается среди аутсайдеров. Поэтому его дальнейшее улучшение представляется крайне важным для обеспечения конкурентоспособного уровня качества железнодорожных перевозок.

Негативное влияние на обобщенный Индекс качества в I полугодии оказала прежде всего оценка по критерию "стоимость услуг". Это вполне понятно на фоне проведенной в январе индексации железнодорожных тарифов после их годичного "замораживания". Следует отметить, что низшая точка оценки грузоотправителями стоимости услуг была пройдена в апреле, после чего оценка вернулась практически к январскому уровню и в мае – июне стабилизировалась.

По-видимому, в основе этого относительного улучшения оценки стоимости услуг – два фактора. Во-первых, речь идет о "привыкании" клиентов к повышенным в январе, но с тех пор неизменным (на фоне продолжающихся инфляционных процессов) тарифам на грузовые перевозки. Во-вторых, влияние оказывает гибкая ценовая политика транспортных компаний, реагирующих на снижение спроса уменьшением ставок. Это свидетельствует о действенности рыночных механизмов в дерегулированном сегменте транспортных услуг.

Другой показатель, ухудшившийся по итогам I полугодия, – "наличие вагонов". Оценка по данному критерию отличается некоторой двойственностью. По абсолютному значению он находится не просто на "отличном" уровне, а на максимальном среди всех составляющих обобщенного Индекса качества. При этом, комментируя ситуацию с наличием вагонов, респонденты фактически не высказывают претензий. Тем не менее это единственный показатель, оценка которого ухудшилась не только в течение I полугодия (в сравнении с соответствующим периодом прошлого года), но и в июне как к маю текущего года, так и к июню 2014  года. Пока это, вероятно, не повод для тревоги, но, тем не менее, свидетельствует о том, что проблема профицита вагонного парка требует очень взвешенного отношения.

В целом рост Индекса качества крайне важен для обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта в условиях относительно низкого спроса и сохраняющегося "рынка покупателя" в сфере грузовых железнодорожных перевозок и свидетельствует об адекватной реакции отрасли на рыночную ситуацию.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.08.2015