11-02-22 / 2022
Новости отрасли
Со стороны контрагентов участились попытки навязывания обслуживания их фронтов погрузки/выгрузки локомотивами сторонних организаций

Задача железнодорожного транспорта необщего пользования (или промышленного железнодорожного транспорта) - перевозка промышленных грузов (продукции, сырья, отходов производства) между предприятием и станцией, входящей в сеть ОАО "РЖД". Этот сегмент транспортной сети страны имеет огромное значение в формировании совокупного грузопотока страны. Более 80% грузопотока, перевозимого магистральным транспортом, начинается и заканчивается именно на путях необщего пользования. Основная цель Ассоциации "Промжелдортранс" – не только защита интересов ее членов, но и сохранение стабильной работы железнодорожного транспорта необщего пользования в целом. ППЖТ – важный участник перевозочного процесса. В каждом крупном грузовом узле сложился определенный алгоритм работы, доказавший свою жизнеспособность на протяжении многих лет.

К сожалению, в последнее время мы наблюдаем ситуацию, когда крупные компании - грузоотправители пытаются изменить этот устоявшийся порядок. Участились случаи попыток со стороны контрагентов навязывания обслуживания их фронтов погрузки/выгрузки локомотивами сторонних организаций. Это происходит без очевидно-объективных причин под предлогом высокой стоимости услуг ППЖТ.

Напомним, что тарифы на услуги ППЖТ регулируются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", при котором применяются разные предельные значения рентабельности к себестоимости услуг, зачастую не более 2%, что не обеспечивает возможность обновления основных средств и развитие ППЖТ, и которые распространяются на всех контрагентов (грузополучателей) и включают в себя расходные показатели по планируемому объему груза и общим расходам.

Примером могут служить конфликт одного из владельцев путей необщего пользования Московского региона с крупных грузоотправителем, ставший предметом разбирательств в ФАС. Грузоотправитель, по сути, пытается навязать обслуживание фронтов погрузки/выгрузки ППЖТ локомотивами сторонних организаций.

Это происходит в нарушение ст.55, 60 и 63 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ. В соответствии со ст. 60 Устава, отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования регулируются между ними договором, в котором в том числе прописывается технология с учетом всех мер безопасности движения поездов и режим работы предприятий в зависимости от объема грузовой работы.

Только при отсутствии у ППЖТ локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути может осуществляться локомотивом, принадлежащим перевозчику, и только с согласия владельца этих путей на условиях договоров, заключенных в соответствии с Уставом. ППЖТ вправе отказать в осуществлении подачи, уборки вагонов на принадлежащих ему железнодорожных путях в случае обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей в соответствии со ст. 63.

Кроме того, в данном случае при обслуживании железнодорожного пути контрагента необходимо учитывать законные права, технические возможности, технологию работы и других контрагентов (грузоотправителей/грузополучателей) на единственном однопутном соединительном пути со станцией примыкания.

В случае принятия решения о безосновательном допуске локомотивов сторонних организаций для обслуживания контрагентов ППЖТ, в обход требований статей 55, 60, 63 Устава, появится опасный прецедент, который негативно отразится на работе системы ППЖТ и железнодорожного транспорта в целом.

Поясню на примере. Как правило, в грузовом узле, который обслуживает ППЖТ, существует один-два крупных грузоотправителя, на которые приходится 70-80% оборота. Остальные 20-30% составляют небольшие предприятия, которые, однако, могут быть социально значимыми (ТЭЦ, гидроузел и др.). Себестоимость транспортных услуг формируется равномерно для всего грузового узла. В случае если подача-уборка вагонов будет осуществляться сторонней организацией в интересах одного крупного грузоотправителя, остальные предприятия рискуют остаться вообще без обслуживания.

Если ППЖТ увеличит тарифы для оставшихся небольших клиентов, они перейдут на другие виды транспорта или будут вынуждены вообще прекратить свой бизнес. Также под вопросом окажется существование самого ППЖТ. Транспортное предприятие, лишившись якорного клиента-грузоотправителя, просто не сможет содержать инфраструктуру и штат для обслуживания более мелких клиентов. При таком развитии событий возможны серьезные негативные последствия: рост безработицы, социальной напряженности и т.д.

Таким образом, необоснованные попытки сторонних заинтересантов внедрить тяговый подвижной состав чужой собственности в обслуживание контрагентов ППЖТ не могут не вызывать беспокойства. Владельцы путей необщего пользования убеждены, что такие действия негативно повлияют на сложившуюся технологию работы грузового узла в целом и сохранение должного уровня безопасности железнодорожных перевозок.

Обеспечить ритмичность обработки грузов может только повышение эффективности взаимодействия всех участников перевозочного процесса грузового узла в единой экосистеме.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер11.02.2022