10-04-13 / 2013
Новости отрасли
Со следующего года компания РЖД получит методику расчета долгосрочных тарифов

В апреле федеральная служба по тарифам проведет первые оценки долгосрочных тарифов, а в июне окончательно подготовит методику. В ФТС полагают, что ее можно будет применять начиная со следующего года.

Поручение подготовить методическую базу для формирования долгосрочной тарифной базы сроком на пять лет, основанной на принципах RAB-регулирования, дал в конце декабря прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев. Методика RAB (Regulatory Asset Base - регулируемая база инвестированного капитала) предполагает возврат инвесторам вложенных средств за определенный период за счет тарифов.

Как сообщил руководитель ФСТ Сергей Новиков, работа над методикой предполагает соединение двух вариантов: разработку "снизу" на основе реальных потребностей содержания и развития инфраструктуры и "сверху" - расчетов повышения, которое может выдержать экономика.

"Вопрос состоит в том, чтобы результаты сошлись, - пояснил Сергей Новиков. - Первые укрупненные расчеты по долгосрочным тарифам мы проведем уже в апреле, а полностью готовая для передачи в правительство методика будет в июне". В 2011 году РЖД проводили работы в этом направлении, используя метод RAB. Оценки показали, что уровень тарифов должен быть повышен на 19-21%. В компании тогда поясняли, что это реальная стоимость содержания инфраструктуры и необходимых инвестиционных проектов. Однако государство, исходя из экономической целесообразности, может установить нужную стоимость перевозок и дотировать развитие.

Существуют и определенные оценки "сверху". Минэкономразвития рассчитало, что возможен рост тарифов по методике "инфляция плюс 3%". Однако ФСТ намерена применять более сложную методологию. В частности, разделить грузовые и пассажирские доходы РЖД, потому что, как пояснил Сергей Новиков, новая методика будет применяться исключительно к грузовым перевозкам и инвестиционным проектам, направленным на перевозку грузов. А методология расчетов тарифов на инфраструктуру пока не отличается по видам перевозок. Как сообщил "Гудку" начальник Управления по управленческому отчету и отчетности ОАО "РЖД" Владимир Гапонько, политика долгосрочного тарифного регулирования должна обеспечить единый системный подход к определению финансирования всех регулируемых видов деятельности компании, в которых задействован инфраструктурный комплекс. При этом единая финансовая модель будет учитывать эффект как от тарифов, сборов и платы, так и от других видов финансирования РЖД. К примеру, субсидии, которые поступят от государства. Все это необходимо для введения сетевого контракта.

"Долгосрочное тарифное регулирование - это важнейшая составная часть сетевого контракта, - говорит Владимир Гапонько. - Он представляет собой долгосрочный договор, заключаемый между государством и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта. В нем устанавливаются обязательства сторон по обеспечению целевого состояния инфраструктурного комплекса. Долгосрочное тарифное регулирование и сетевой контракт могут быть использованы для построения устойчивой системы регулирования тарифов РЖД и стать базой для долгосрочного планирования с учетом реальных обязательств всех сторон".

Со своей стороны, формированием единой концепции ценовой политики в стране занимается и Торгово-промышленная палата во взаимодействии с Московским государственным университетом. В понедельник ими был представлен доклад "Развитие концептуальных подходов к формированию государственной политики цен в РФ".

Для решения проблемы развития железнодорожной инфраструктуры предлагается ввести инвестиционную составляющую, но это потребует ежегодного увеличения тарифов на 11%. "Это противоречит задачам обеспечения конкурентоспособности отечественного бизнеса, - говорится в докладе. - Подобный дисбаланс надо ликвидировать неценовыми методами. Без этого нельзя будет реализовать "Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года". В целом специалисты предлагают установить рост тарифов именно по инфляции, а необходимые для развития средства должны дать государство и заинтересованный в реализации инвестпроектов бизнес.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок10.04.13Прогноз на пятилетку