09-07-21 / 2021
Новости отрасли
Со скидкой на будущее

Железные дороги дают льготы еще не выпущенному метанолу

ОАО РЖД впервые в своей истории договорилось с грузоотправителем о скидках, отнесенных в будущее. Компания почти на треть сократит тариф на перевозку метанола со строящегося завода EСН в Сковородино с 2024 по 2030 год под гарантии объемов. В EСН говорят, что имеют трубопроводную и автомобильную альтернативу, но скидки делают железную дорогу эффективной. По мнению экспертов, отложенные скидки - хороший инструмент для ОАО РЖД. Он снижает конкуренцию за востребованные маршруты и дает компании гарантию грузовой базы, а также возможность планирования инвестиций в расширение инфраструктуры.

ОАО РЖД сообщило о введении первой в своей практике отложенной скидки. Речь идет о снижение на 30,4% тарифа на перспективные экспортные перевозки метанола в цистернах из Сковородино Амурской области на станции Находка-Восточная и Блюхер в Приморском крае. Скидка дается на 2024-2030 годы включительно при условии ежегодной перевозки грузоотправителем не менее 800 тыс. тонн метанола в год.

Завод по производству метанола в Сковородино строит "Технолизинг", входящий в EСН Григория Березкина. Пуск завода запланирован на 2024 год, мощность - 1 млн тонн в год с возможным расширением до 2 млн тонн. 500 тыс. тонн в год из этого объема уже законтрактовано японской Marubeni на 20 лет. "У проекта есть ряд готовых логистических альтернатив, в том числе транспортировка продукции в КНР трубопроводным и автомобильным транспортом, - пояснили "Ъ" в EСН. - Но решение правления ОАО РЖД о предоставлении скидки делает доставку метанола по железной дороге экономически столь же целесообразной".

На фоне ухудшения грузовой базы, когда уголь и другие низкодоходные грузы постепенно занимают место дорогостоящих, ОАО РЖД стремится зафиксировать будущие объемы поставок высокодоходных грузов за счет высоких скидок. Первые долгосрочные скидки компания ввела с 2019 года: трехлетние - на перевозки газового конденсата со станции Лимбей и семилетние - на перевозки белорусских нефтепродуктов.

В конце 2020 года ОАО РЖД установило десятилетние скидки на перевозку 237,5 млн тонн нефтегрузов "Роснефти" (см. "Ъ" от 10 декабря 2020 года), а в июне договорилось с "Газпром нефтью" о железнодорожной отгрузке 3 млн тонн в год газового конденсата с Бованенково, который компания будет добывать с 2025 года (см. "Ъ" от 4 июня). Непосредственно о скидке не сообщалось, но говорилось о совместной выработке схемы поставок, экономика которой лучше морской альтернативы.

В ОАО РЖД не пояснили, насколько масштабно собираются использовать "скидки на будущее". Чем раньше ОАО РЖД начинает взаимодействовать с перспективным грузоотправителем, полагает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, тем лучше, поскольку оно обеспечивает себя грузовой базой и может за счет тарифных соглашений и предложений решения логистических проблем клиента повлиять на инвестрешение грузоотправителя, который, например, может в том числе учитывать возможность сокращения углеродного следа за счет железнодорожной транспортировки.

В случае с экспортом через восточные порты ОАО РЖД сталкивается с проблемой недостаточности инфраструктуры: на нее претендуют угольщики, для которых обсуждается введение механизма "бери или плати".

Глава "Роснефти" Игорь Сечин уже просил правительство наращивать угольный экспорт на восток без ущерба для перевозок других грузов, в том числе нефтяных (см. "Ъ" от 6 июля), о том, что правительство проработает это, в среду на совещании с президентом говорил первый вице-премьер Андрей Белоусов. В ОАО РЖД "Ъ" пояснили, что при подготовке тарифных решений учитывают различные параметры - "как экономические, так и технологические, в том числе возможности инфраструктуры".

По мнению Михаила Бурмистрова, раннее планирование скидок позволит смягчить остроту конкуренции за провозные способности и доступ к экспортной инфраструктуре, поскольку сроки и понимание экономики проекта достаточны, чтобы успеть спланировать и реализовать расшивку потенциальных узких мест.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ09.07.2021