21-11-11 / 2011
Новости отрасли
Снятие таможенных барьеров дало рост взаимной торговли и международных перевозок между Россией, Белоруссией и Казахстаном

Символично то, что проведение II железнодорожного съезда совпало с саммитом, на котором главы трёх государств - России, Казахстана и Белоруссии - сделали ещё один шаг к созданию Евразийского экономического союза. Они договорились об организации Евразийской экономической комиссии - фактически наднационального правительства. "Приоритетная задача для нас сейчас - обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на пространстве трёх государств", - сказал президент России Дмитрий Медведев.

С обсуждения этой актуальной темы и начал свою работу II Железнодорожный съезд. Ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана Сергей Глазьев отметил, что снятие таможенных барьеров дало взрывной рост взаимной торговли - на 40%. А соответственно, и рост международных перевозок.

В следующем году начнет действовать пакет соглашений по Единому экономическому пространству в рамках Таможенного союза. Он включает два документа по железнодорожному транспорту. Один из них - соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а второй - о допуске к железнодорожной инфраструктуре.

С 1 января 2015 года надо будет обеспечить равный доступ перевозчиков трех государств к железнодорожной инфраструктуре. Но прежде нужно выработать единые требования к перевозчикам, унифицировать и гармонизировать железнодорожные тарифы.

Заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов сообщил, что нормативная база уже готовится. С точки зрения технологии перевозочного процесса железные дороги государств с колеей 1520 все эти 20 лет после распада Союза не переставали быть едиными. Они координируют свою работу в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ. Но сегодня в соседних странах разные подходы в отношении допуска перевозчиков к инфраструктуре. Целевая модель нашего рынка предусматривает работу локальных перевозчиков лишь на отдельных направлениях. С учетом национальных законодательств и будут разрабатываться правила доступа к инфраструктуре и оказания услуг инфраструктуры, а также перечень этих услуг. По словам Сергея Глазьева, уже к 2020 году товарооборот между государствами Евразийского союза вырастет в два раза. И транспорт должен будет его "переварить". Поэтому разработан план развития общей транспортной сети, который включает в себя 140 проектов по расшивке узких мест на железных и автомобильных дорогах и созданию логистических центров. Общий объем инвестиций оценивается более чем в 100 млрд. руб., в том числе 25 млрд. потребуется на реализацию 8 крупных железнодорожных проектов. В этих условиях особое значение приобретает координация проектов и программ развития. А интеграция не отменяет конкуренции.

Президент АО "Национальная компания "Казахстанские железные дороги" Аскар Мамин сообщил, что до 2020 года в развитие железных дорог Казахстана будет вложено более $35 млрд. Поставлена задача - обеспечить высокий стандарт качества инфраструктуры, повысить скорости движения, в том числе и между регионами внутри страны. При этом идет развитие во всех направлениях. Уже в этом году будет произведена стыковка железных дорог Казахстана и Китая, и это откроет путь в Европу странам Юго-Восточной Азии. При этом ожидается двукратный рост товарных потоков из Китая. А следующим шагом будет открытие сквозного движения поездов на строящейся железной дороге из Казахстана в Иран.

Но и у России есть свои планы принять грузопотоки из этой страны. Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин и глава государственной компании "Иранские железные дороги" Абдул Али Сахеб Мохаммади, проведя переговоры в кулуарах съезда, договорились связать сеть железных дорог Ирана, в частности порт Бендер-Аббас на берегу Персидского залива, и Европу через территорию России. Тем самым будет завершено строительство одного из маршрутов МТК "Север - Юг", соглашение о котором было подписано еще в 2000 году, но он эффективно пока не задействован.

О важности развития международных транспортных коридоров говорил на съезде и председатель исполнительного комитета Организации сотрудничества железных дорог Тадеуш Шозда. Но для этого нужно убрать с пути правовые рогатки. Он сообщил, что группа экспертов сегодня занимается созданием общего транспортного права для евразийского пространства. Разрабатывается и проект Конвенции о международном железнодорожном сообщении Европа - Азия (по типу КОТИФ западноевропейских государств).

Безусловно, одним из главных международных коридоров остается "Восток - Запад". "Хребтом" его является Транссиб. На эту магистраль можно привлечь контейнерный поток до 1 млн ДФЭ, заметил генеральный директор ВНИИЖТа Борис Лапидус. Конкурентоспособность этого кратчайшего сухопутного маршрута из Азии в Европу обеспечит сокращение времени доставки грузов и хороший сервис. С этой целью ОАО "РЖД" реализует свой проект "Транссиб - за 7 дней".

Кстати, по расчетам экономистов, 1 рубль, вложенный в развитие железных дорог, дает втрое больший мультипликативный эффект для экономики. Так что дело это для всех выгодное - и для бизнеса, и для государства, и для регионов. На съезде прозвучал такой факт: 80% материалов, конструкций и оборудования, используемых при строительстве железных дорог, - отечественного производства. Это означает дополнительную загрузку мощностей промышленных предприятий. Например, Чувашии, по словам президента республики Михаила Игнатьева, заказы РЖД обеспечивают сотни рабочих мест и немалую долю бюджета. И он обеими руками за то, чтобы сотрудничество и дальше развивалась.

Чтобы успешно интегрироваться в Евро-Азиатскую транспортную систему, необходимо строить в России высокоскоростные магистрали. По словам Бориса Лапидуса, протяженность ВСМ в мире уже достигла 14 тыс. км, к 2030 году она составит 50 тыс. км. А у нас пока не построено ни одного километра выделенных высокоскоростных магистралей. Ведется еще только проектирование первой ВСМ Москва - Санкт-Петербург. Между тем президент ADIF Антонио Марин заявил, что его компания готова поделиться своим опытом строительства и эксплуатации таких дорог. В Испании сеть ВСМ соединила 24 города, сократив время в пути в 2-3 раза. Для России с ее огромными расстояниями это более чем актуально.

Вопрос: где взять инвестиции? Наверное, там же, где берут их в других странах, - в государственных и частных источниках. Надо искать партнеров.

"Мы рассматриваем сотрудничество с ОАО "РЖД" как одно из приоритетных направлений нашей деятельности", - заявил председатель правления ОАО "Банк ВТБ" Андрей Костин. Кстати, ВТБ обеспечил в 2010-2011 годах ОАО "РЖД" рекордный объем финансирования - 328 млрд руб. Он помог успешно разместить еврооблигации ОАО "РЖД" на $1,5 млрд. сроком на 7 лет. При этом спрос на эти ценные бумаги превзошел все ожидания. Размещены и 20-летние еврооблигации на 650 млн. фунтов. Кроме того, открыта кредитная линия на $124 млн. для модернизации Улан-Баторской железной дороги в Монголии.

Генеральный директор Института экономики и развития транспорта Федор Пехтерев считает, что миссия РЖД - консолидировать железные дороги на "пространстве 1520", которые объединяют одну шестую суши на Земле. А далее предстоит глубинная интеграция в Евро-Азиатскую транспортную систему. Россия может и должна быть эффективным транспортным мостом между Европой и Азией. Но это задача не только "Российских железных дорог". Это дело государственное.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.11.11Мост возможностей