05-10-16 / 2016
Новости отрасли
Снова застряли

По оценке властей региона, запасы угля на складах при норме 9 млн тонн в сентябре составили 13,4 млн тонн. Из-за затаривания на складах топливо теряет качество, а бюджет – налоги в доходную часть со всеми вытекающими социальными последствиями. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился к руководству ОАО "РЖД" с предложением обсудить проблему и найти решение.

В Кузбассе буксует отгрузка угля из-за нехватки полувагонов. В администрации области считают, что такая ситуация возникла в связи с недостаточным количеством полувагонов, направляемых владельцами подвижного состава в Кузбасс в рамках заключенных договоров с грузоотправителями. Дефицит вагонов ведущих компаний – операторов вагонного парка в августе составлял 3 тыс. единиц среднесуточно.

"Сейчас от грузоотправителя к потребителю подаются вагоны только конкретной операторской компании. В результате тысячи вагонов вынужденно проходят десятки и сотни километров без груза, в то время как по маршруту их движения погрузочные комплексы угольных компаний простаивают в ожидании вагонов других компаний", – сообщает пресс-служба администрации Кемеровской области. Поэтому губернатор еще раз поднял вопрос о необходимости перехода на полностью обезличенный парк вагонов с единым центром управления, что вряд ли возможно в условиях рыночной экономики, когда весь парк является приватным.

Однако оценить реальные масштабы проблемы достаточно сложно. В частности, в УК "Кузбассразрезуголь" газете не подтвердили нарушение графика погрузки, впрочем, цифры по объемам добычи и перевозок также предпочли не уточнять.

Но, по словам генерального директора ООО "УГМК-Транс" (входит в Уральскую горно-металлургическую компанию) Владимира Тарасенко, по сравнению с прошлыми периодами объемы перевозок угля с разрезов не упали, но ненамного вырос оборот вагонов.

"Проблема возникает из года в год, и причины могут быть разные. Кому-то, возможно, не нравятся ставки, но мы пришли к рынку – сейчас весь парк вагонов приватный. Кроме того, щебеночники могли перебить спрос – перевозки строительных материалов стоят дороже, также влияет проведение осенних путевых работ. Все эти моменты при планировании перевозок нужно, конечно, учитывать", – отметил он.

На ситуацию оперативно отреагировало АО "Первая грузовая компания" (ПГК). В Новосибирске прошло совещание в формате "круглого стола" с участием грузоотправителей Кемеровской области, структурных подразделений Западно-Сибирской дороги, а также представителей центрального аппарата и Новосибирского филиала компании.

С начала года доля ПГК в общем объеме перевозок ЗСЖД составила более 17%, в Кузбасском регионе – 13%. Всего за восемь месяцев новосибирский филиал погрузил 20,7 млн угля. По словам директора филиала компании Евгения Долженко, сложная ситуация на рынке сложилась из-за массового списания полувагонов. Но за счет эффективного управления подвижным составом оборот порожних полувагонов ПГК на ЗСЖД сократился на 0,5 суток по сравнению с прошлогодними показателями и составил 3,75 суток. Кроме того, филиал сократил количество длительно простаивающих полувагонов с 460 до 200 единиц.

Для восполнения выводимых из оборота вагонов компания активно арендует подвижной состав. Но, как отметил заместитель генерального директора ПГК по коммерции Дмитрий Притула, проблему снимут мероприятия по сокращению простоя вагонов на подъездных путях необщего пользования, которые нужно совместно разработать. Но и грузоотправителям Кузбасса необходимо более эффективно использовать имеющийся вагонный парк.

Хотя ситуацию можно оценивать и по-другому. К примеру, по оценке НПК "Объединенная вагонная компания", сейчас реальный профицит парка составляет 75 тыс. единиц, из них около 3 тыс. полувагонов.

Но рынок зафиксировал и сокращение предложений по ним, что вызвало рост ставок. Поэтому в сентябре аренда полувагона на типовой тележке стоила до 800 руб. за сутки.

И перевозки тех же строительных материалов гораздо выгоднее операторам, чем более дешевого угля, что расценивается скорее как социальная нагрузка.

Ведущий эксперт УК "ФИНАМ Менеджмент" Дмитрий Баранов обращает внимание на то, что погрузка каменного угля на сети железных дорог в январе – августе 2016 года составила 214 млн тонн, что на 3,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. И списание вагонов происходило с одновременной заменой. Так, согласно данным Росстата, в январе – августе этого года отгружено (передано) продукции в натуральном выражении 12 тыс. полувагонов против 10,245 тыс. за прошлый период, то есть перевозчики получили на 1,758 тыс. полувагонов больше. Поэтому одной из причин сбоя погрузки могут быть неурегулированные взаимоотношения между операторами и угледобытчиками Кузбасса.

"Проблемы с вывозом угля существовали и раньше, так что нужно понять, почему они произошли снова, и решать исходя из того, чтобы перевозки были выгодны всем. По всей видимости, пока это не так. Учитывая, что в результате реформы парк грузовых вагонов перешел в частное владение, участие РЖД, скорее всего, ограничится лишь тем, за что отвечает компания, но мирить конфликтующие стороны она вряд ли будет", – говорит Дмитрий Баранов.

Идея создания обезличенного парка вагонов с централизованным управлением вполне реализуема, считает генеральный директор АО "Институт экономики и развития транспорта" Федор Пехтерев. "Это давно нужно было сделать, потому что приписной парк частных клиентов не всегда может удовлетворять владельцев грузов. А это приводит к огромным издержкам, дополнительному развитию инфраструктуры, нарушению сроков доставки, другим негативным факторам и в наших российских условиях является тормозом технологического развития железнодорожного транспорта. Поэтому предложение Амана Тулеева весьма актуально, более того, необходимо", – сообщил он "Гудку".

Причем, по его мнению, можно использовать различные схемы. К примеру, оставить вагоны собственникам и установить объективную плату владельцу подвижного состава, а не так как он сегодня диктует. А управление единым парком могут взять на себя РЖД. Поэтому администрация области обратилась в компанию за поддержкой в реализации идеи. Но претворить ее в жизнь может только правительство, которое и принимало решение о приватизации вагонного парка, уточнил Федор Пехтерев.

В РЖД подтвердили получение письма и намерение обсудить проблему в сотрудничестве с участниками перевозочного процесса на совещании в Кемерово уже сегодня. "Гудок" будет следить за дальнейшим развитием событий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.10.2016