01-08-23 / 2023
Новости отрасли
Снижение тарифов на перевозку скоропорта не повысит спрос

Скидку на 21% железнодорожный монополист установил на рефконтейнерные перевозки по маршруту Селятино (Подмосковье) – Сергели (Узбекистан). Перевозки осуществляются через пограничную станцию Канисай, а в обратном направлении – через станцию Озинки. Однако как рассказали РЖД-Партнеру участники рынка, эта скидка вряд ли повысит загрузку на железнодорожную сеть, потому что сохраняется классность грузов. Более того, заявлено о необходимости уравнивания тарифов на отправку грузов в сухих и рефконтейнерах.

Температура со скидкой

Именно тарифную политику РЖД считают одним из тормозов для процесса развития рынка перевозок скоропортящейся продукции по железнодорожной сети. "Дополнительных операций РЖД с рефрижераторными контейнерами не проводит, за температурный режим ответственности не несет, но тариф берет повышенный", объясняют РЖД-Партнеру в АО "Евросиб СПб-транспортные системы". Валерий Барченко, председатель совета директоров ООО "Рефагротранс", соглашается с этим заявлением. Он, выступая на семинаре "Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов", которую организовал и проводит сегодня РЖД-Партнер, ссылается на действующий прейскурант для доказательства тормозящего эффекта тарифной системы на перевозку. Согласно документу тариф на перевозку скоропорта 1 класса составляет 124 тыс. руб., а перевозка скоропортящейся продукции третьего класса – это пиво, вино, медикаменты, кормовые добавки – обходятся грузовладельцу уже в три раза дороже, до почти 314 тыс. руб. Косметику по маршруту Москва-Владивосток привозят и вовсе по тарифу в 348,7 тыс. руб.

"Привлечь к перевозкам клиентов, у которых второй класс скоропортящейся продукции – это молочные продукты, консервы, соки и воды, мы не можем! У них увеличенный вдвое тариф, до 204 тыс. руб. Мы их не можем привлечь на сеть, даже в режиме термосов", – объясняет Барченко.

Простыми словами, резюмирует он, те грузы, которые клиенты готовы перевозить в рефконтейнерах, мы взять не можем из-за тарифной политики. У владельцев изотермического подвижного состава отсутствует база для увеличения загрузки, так как на железнодорожной сети "политике просто запретительные ставки на перевозку грузов из-за определения классности грузов. Выпадает грузы как косметика, молочные изделия, напитки соки, кондитерские изделия".

"Грузы второго и третьего класса перевозят в универсальных контейнеров. Операторы не получают сверхнододности, но и РЖД ведь тоже не получает, так как отгрузок нет", – продолжает эксперт.

Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры добавляет, что в настоящее время идет работа над новым прейскурантом. И он, возможно, уравняет тарифы на перевозку грузов разных классов в сухих и рефрижераторных контейнерах. Это необходимо для стимулирования вывода на сеть нового подвижного состава, и для раскадки новых коридоров.

"Российские железные дороги", нельзя сказать, что охотно, но, в принципе, дают стимулирующие скидки на экспортные перевозки, на раскатку коридора "Север – Юг". Очень неплохо дают скидки на китайском направлении", – рассуждает Иванкин.

Новый коридор – тарифы тоже

Первая перевозка рефрижераторных контейнеров по маршруту Селятино (Подмосковье) – Сергели (Узбекистан) через пограничную станцию Канисай, а в обратном направлении – через станцию Озинки обойдется их владельцам на 21% дешевле нынешнего тарифа.

"Снижение тарифа на 21% никак не повлияет на перевозки, пока будет классность", – негодует В. Барченко.

Понятно, что решение, принятое в РЖД, заодно обозначает направления, которые будут раскатываться в ближайшее время. Но внутрироссийские перевозки такие же важные, а где-то и более важные, чем экспортные, говорит П. Иванкин

"И здесь в рамках стимулирования этих перевозок надо рассматривать вопрос по скидкам. РЖД сами создали прецедент на экспортные маршруты, соответственно, по внутрироссийским перевозкам такую работу тоже необходимо вести", – уверен он.

Скоропортящуюся продукцию доставляют, в том числе и по Севморпути. Участники рынка надеются на скидки и на этом маршруте. Подчеркнем, в 2023 году по Севморпути сразу семь судов ГК "Антей" при поддержке "Атомфлота" и "Дальрефтранса" доставили еще живого краба из Баренцева моря в Приморье. Но так морскую продукцию доставляют не на внутренний рынок, а с целью перепродажи на целевых рынках юго-восточной Азии, об этом рассказывает Михаил Синев, президент АСОРПС.

"Такой маршрут транспортировки краба с Севера на Дальний Восток и далее в Китай, использовался впервые", – добавляет Синев.

В направлении портового Китая российские операторы оперативно перешли на интермодальные схемы перевозок через Владивосток, признается он. Сразу несколько новых морских линий открылось с начала 2023 года, Например линия из северо-западных портов в Китай и обратно, а также из Санкт-Петербурга через Суэцкий канал.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер02.08.2023