04-06-15 / 2015
Новости отрасли
Снижение погрузки на сети ОАО "РЖД"

По итогам мая снижение погрузки на сети ОАО "РЖД" составило 3,2 % по отношению к аналогичному периоду 2014 года. При этом нисходящий тренд демонстрируют как внутрироссийские перевозки (- 2,8%), так и экспортные отправки (-3,9%). К сожалению, отмечают специалисты холдинга, данные цифры укладываются в общую отрицательную динамику: в марте падение составило 2,1% по отношению к марту 2014 года, в апреле -2 % соответственно. Ожидается, что в июне сокращение достигнет 5,3%.

В целом, за 5 месяцев, отставание в погрузке по отношению к аналогичному периоду прошлого года составило 1,5%, по грузообороту 0,9%, по пассажирообороту - почти 9%. Таким образом, подчеркивают в РЖД, подтверждаются тенденции начала года: продолжается снижение объемов выпуска продукции и предъявления грузов к перевозке. В июне, ожидают в компании, отставание по грузообороту может составить 3%.

В мае низкодоходные грузы потеряли всего 2,6%, грузы второго тарифного класса - выросли на 2,3%. Основные номенклатуры этого раздела демонстрировали стабильную динамику, за исключением лома черных металлов, снижение по которым в мае составило 11,7%. Причина здесь заключается в том, что металлургические заводы заметно уменьшили объемы потребления данной позиции как дорогого сырья и перешли на закупку более доступной по цене железной руды. Эксперты рынка отмечают, что быстро данную ситуацию переломить не удастся. "Если металлурги отказались использовать металлолом в производстве, то железнодорожники могут увеличить объемы руды на сети РЖД. Производство металлов не прекращается, основное снабжение отрасли сырьем и вывоз готовой продукции происходит по железной дороге, так что транспортники вполне могут компенсировать снижением объемов перевозки одного вида груза увеличением перевозки других", - считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. По его прогнозам, если конъюнктура улучшится, и цены на лом черных металлов пойдут вниз, то металлурги могут вновь начать использовать его в производственном процессе, и объемы его погрузки на железных дорогах страны начнут увеличиваться.

Особняком стоят грузы высокодоходные грузы, которые не изменились в объеме, из-за продолжающегося снижения перевозок нефти и нефтепродуктов. Главная причина - в сокращение внутрироссийского потребления этой номенклатуры. Это подтверждается данными Росстата, который фиксирует снижение по итогам четырех месяцев в сегменте автоперевозок на 7,6%, авиаперевозок - на 10%. Компания РЖД столкнулась с уменьшением предъявления к перевозке таких грузов как керосин, дизельное топливо и ряда других нефтепродуктов из - за изменения производственных программ и соответственно, уменьшения погрузки на предприятиях, расположенных на полигонах Западно-Сибирской, Московской и Красноярской железных дорог. "Вступивший в силу налоговый маневр, оказывает неблагоприятное воздействие на работу нефтеперебатывающих заводов, у которых резко упала рентабельность переработки, что уже привело к сокращению их планов по выпуску нефтепродуктов. Кроме того, ставит под угрозу проекты модернизации и строительства новых нефтеперерабатывающих заводов. Еще одним неблагоприятным фактором стал рост железнодорожных тарифов, который привел к увеличению транспортных расходов компаний", - подчеркивает заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО "ФГК" Юлия Лощакова. По ее мнению, в 2015 году ожидается умеренное снижение объемов нефтепереработки, в частности производство мазута снизится на 5%, дизельное топливо останется на прежнем уровне, положительную динамику (+1,5%) возможно покажет автомобильный бензин.

Среди других генеральных номенклатур, падение продемонстрировали также строительные грузы (20%) и цемент (14%). Отрицательная динамика связана с отсутствием бюджетного финансирования в строительном комплексе и невозможности привлечения долгих и дешевых кредитов. "По итогам апреля производство цемента упало за период с начала года на 9%, а потребление более чем на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Таким образом, промышленность строительных материалов идет полностью в русле всей отечественной экономики. И пока не изменится вектор развития всей системы, ожидать улучшения состояния строительного сегмента не приходится", - говорит директор по инновационному развитию и коммуникациям "СМПРО" Роман Куприн. По его словам, такая тенденция продолжится и в 2016 году, когда мы ожидаем "дна". В дальнейшем темпы восстановления будут полностью зависеть от оживления всей российской экономики.

Кроме того, поставщики продукции ужесточают требования при работе с партнерами по 100% предоплате товара. Растет дебиторская задолженность по отношению к промышленным предприятиям. Все это сильно влияет на объемы транспортируемой продукции. "Порой, уже погруженное в вагоны сырье не предъявляется к перевозке, пока не поступят средства на счет его отправителя", - отмечают в ОАО "РЖД".

Положительную динамику по итогам месяца продолжают демонстрировать перевозки в адрес морских портов России. В мае этот показатель вырос на 2,8%, в том числе по терминалам Северного - Кавказа рост составил 17,6%, по Северо-Западу - 2%, однако порты Дальнего Востока упали на 1,5%, что неудивительно, учитывая переориентацию грузопотоков. В свою очередь, сухопутные погранпереходы снова снижают объемы перевозки: в мае показатели упали на 7%. Наибольшее снижение наблюдается в адрес Китая - 29%, Украины - 15%, Финляндии - 15%, Калининграда - 15%. При этом доля паромных отправок на участке Усть-Луга - Балтийск выросла на 16%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру04.06.2015