29-09-14 / 2014
Новости отрасли
Снимая барьеры

Выполнение повышенного задания по погрузке в августе позволило по итогам 8 месяцев обеспечить результат, который оказался ниже прошлогоднего на 1,4. Это несколько лучше, чем ожидалось в соответствии с прогнозом. Был выполнен и план по начисленной выручке и доходам.

В августе на сети улучшены основные показатели эксплуатационной работы . В январе – августе прошлогодний уровень погрузки был превышен лишь на трех дорогах: Куйбышевской, Свердловской и Западно-Сибирской. Однако следует отметить, что в августе рубеж 2013 года был превзойден уже на четырех магистралях: тех же Свердловской и Западно-Сибирской, а также Южно-Уральской и Дальневосточной.

За тот же период перевозки во внутреннем сообщении упали на 4,4% при росте экспорта на 5,3%. Однако растущая средняя дальность груженого рейса обеспечила заметный рост грузооборота. В августе с учетом пробега порожних вагонов тот подрос на 4,3%, а за 8 месяцев и на все 6,1%, что соответствует динамике, характерной для предыдущих месяцев. В прошлом месяце этот показатель, как и ожидалось, главным образом рос на дорогах Восточного полигона, особенно на Забайкальской и Дальневосточной, соответственно на 8,3% и 13%. За январь – август, помимо восточных регионов, он существенно вырос также на Октябрьской и Горьковской.

Что касается структуры перевозок по номенклатурным группам, то в августе по сравнению с прошлым годом увеличилась погрузка грузов 2-го и 3-го классов на 3,5% и на 4,8% соответственно при одновременном снижении 1-го класса на 4,9%. Несколько иная картина наблюдается в январе – августе. Так, 2-й класс поднялся на 3,9%, а 3-й всего лишь на 0,4%, в то время как 1-й опускался чуть медленнее, чем в августе, – на 4,1%. Характерным явлением для этого периода стало значительное снижение остатков грузов на складах по всем основным грузам, и особенно это касается угля и нефти, при небольшом приросте зерна.

Эксплуатационная работа в августе осложнялась из-за сохранявшейся концентрации грузопотоков на основных направлениях в порты, в первую очередь северо-западном и в сторону Северного Кавказа. В целом погрузка в адрес российских портов по сравнению с прошлым годом выросла на 11%, что, кстати, соответствует среднегодовой динамике. Но в наибольшей степени, на 17%, увеличилась погрузка в адрес портов Октябрьской дороги, по 9% рост составил в направлении Северо-Кавказской и Дальневосточной дорог. Одновременно в схожих темпах росла и выгрузка в портах – в целом на 12%, в том числе на Октябрьской дороге на 16%, на Северо-Кавказской на 10% и на Дальневосточной на 18%. Но при этом незагруженными оставались сухопутные погранпереходы. Наибольшее падение пришлось на направления с Китаем и Эстонией – по 37%. Не так заметно уменьшились грузопотоки в сторону Прибалтики – всего на 10% при их росте в Финляндию.

Достигнутый, как уже было отмечено выше, рост грузооборота, особенно на дорогах восточного направления, тем не менее обернулся проблемами в организации продвижения вагонопотоков. Но наиболее барьерными в этом отношении стали такие дороги, как Юго-Восточная, Приволжская и Куйбышевская. Однако если на работу Юго-Восточной напрямую повлияли крупные размеры движения пассажирских поездов, в отдельные сутки достигавшие 64 пар, то на полигонах Приволжской и Куйбышевской имели место просчеты, связанные с низкой технологической дисциплиной и недостаточно эффективной работой сортировочных станций. На этих же дорогах, а также на Забайкальской и Юго-Восточной были допущены основные срывы в передаче груженых вагонов по междорожным стыкам.

Однако в условиях роста грузооборота и при ограниченных возможностях инфраструктуры на той же Забайкальской были достигнуты неплохие результаты. В последнюю неделю августа ситуацию удалось выправить за счет четкой организации проведения «окон», соблюдения вариантных графиков движения при снижении отказов в работе технических средств и четком взаимодействии с соседними дорогами – Дальневосточной и Восточно-Сибирской. Так, работая в условиях закрытых перегонов, в конце месяца удалось обеспечить график движения пассажирских поездов на уровне 79%, притом что неделей ранее он составлял лишь 50%. Нормализовалось и движение грузовых поездов.

За истекший период года можно отметить успешное выполнение всех плановых бюджетных показателей, положительная динамика наблюдается и по отношению к прошлому году. Так, участковая скорость в январе – августе достигла 38 км/ч, что лучше задания и выше уровня 2013 года на 0,1 км/ч и на 0,5 км/ч. Средний вес грузового поезда подрос на 12 тонн к плану и на 15 тонн относительно прошлого года. Положительная динамика и по такому показателю, как среднесуточная производительность локомотива.

Маршрутная скорость сквозных отправительских маршрутов из груженых вагонов при нормативе 480 км/сут. выросла к уровню августа 2013 года на 20 км/сут., до 484 км/сут. Рост данного показателя на протяжении последних трех месяцев позволяет сокращать отставание, допущенное в первой половине года. Наиболее ощутимые результаты достигнуты на Свердловской и Горьковской дорогах, где помимо наибольших темпов роста грузооборота и по всем основным показателям эксплуатационной работы было обеспечено выполнение задания и достигнуто улучшение к уровню прошлого года.

Однако нельзя занести в актив компании выполнение в августе графика движения пассажирских поездов. Заметно хуже он стал по отправлению поездов с начальных станций и прибытию на станции посадки (высадки).

Практически на протяжении всего года наблюдается и снижение объемов предоставления услуг инфраструктуры, измеряемых в вагоно-километровой работе, как по перевозкам пассажиров в дальнем следовании, так и в пригородном сообщении. Продолжается и падение пассажирооборота – как в августе, так и за 8 месяцев этот показатель снизился на 7,1% главным образом из-за падения пассажиропотока в дальнем следовании. При этом в пригородном сообщении пассажирооборот возрос на 0,3%.

В летний период заметно, на 12%, вырос пассажиропоток в сообщении с курортами Северного Кавказа. При этом в сообщении с Анапой отмечен рост пассажиропотока относительно уровня прошлого года на 37%, с Новороссийском – на 9%, с Адлером – на 6%. В направлении с Краснодаром рост составил 27%, что стало возможно за счет организации смешанного сообщения с Крымским полуостровом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.09.2014