16-04-24 / 2024
Новости отрасли
Снг сближается на МТК

Развитие внешнеторговых сообщений в рамках международного транспортного коридора Север – Юг открывает дополнительные возможности для тесного сотрудничества государств на постсоветском пространстве. Многие участники СНГ ведут целенаправленную работу по улучшению состояния инфраструктуры и снижению административных барьеров при обеспечении транзита. При этом некоторые страны предполагают диверсифицировать свой транзитный потенциал, ориентируясь не только на контакты с Россией.

Коридор содружества Сотрудничество в сфере транспорта остается основой развития экономики и углубления интеграционных процессов участников Содружества независимых государств, отметил заместитель генерального секретаря СНГ Ильхом Нематов.

Недавно был одобрен план действий по оптимизации инфра структуры и развитию транспортных коридоров, проходящих по территориям стран, на пе риод до 2030 года.

Суть партнерства и интеграции – в конкретных проектах, подчеркивает председатель координационного совета Финансово-банковского совета СНГ Анатолий Казаков. И здесь большое поле деятельности обещает МТК Север – Юг. Необходимость согласованного развития инфраструктуры внешнеторговых на правлений, сопряженных с между народным транспортным коридором, обусловлена географическим положением, масштабами рынков сбыта, потребностями обеспечения передвижения населения и прочими факторами.

Проект набирал силу непросто. Он стартовал в 1999 году, в 2002-м ратифицировано международное соглашение, но заинтересованные стороны, как признал глава Минтранса РФ Виталий Савельев, долгое время не могли договориться. Работы по МТК активизировались только в последние годы.

Сегодня по этому коридору перевозится примерно 15 млн т грузов ежегодно, хотя потенциал – 100 млн т и выше.

Для успешного развития МТК необходимо серьезное госучастие, включая финансовую поддержку, обращает внимание А. Казаков. Впрочем, большинство проектов и так финансируются из государственных источников, особенно в Азербайджане и Казахстане. Также предусмотрена возможность привлечения частного капитала.

"У нас же есть крупные банки, банки развития. Нужно подумать о создании международного консорциума по транспортным коридорам, по логистике. Потому что РЖД сейчас участвуют в прокладке участка Решт – Астара, к 2027 году будет построено 62 км пути, но нет танкерного флота, нет сбалансированности. Мы коридоры делаем, а чем возить? И здесь нам нужны большие инвестиции", – говорит А. Казаков. Помимо финансовой стороны вопроса, гендиректор ассоциации "Деловой центр экономического развития СНГ" Вадим Ганин обращает внимание на то, что развитие МТК Север – Юг сталкивается с рядом инфраструктурных и административных барьеров, включая проблемы с пересечением границ, несогласованные процедуры. Часть из них была идентифицирована и систематизирована, даны рекомендации по устранению такого рода препятствий.

Сейчас главная задача участников Содружества независимых государств – более серьезно заниматься этим вопросом, как в экономическом плане, так и в политическом, подчеркивает председатель Межправительственного совета дорожников (МСД) Бури Каримов. Результатом сотрудничества на пространстве СНГ в первую очередь должно стать улучшение состояния инфраструктуры в рамках МТК. На сегодняшний день реализуется более 50 крупнобюджетных проектов маршрутов международных автомобильных дорог, проинформировал председатель МСД.

"Особое внимание мы также уделяем пограничным переходам и совершенствованию процедур пересечения границ для облегчения передвижения грузов и пассажиров.

Именно с целью изучения текущего состояния международных автомобильных дорог МСД проводит ежегодные автопробеги и мониторинги дорог.

Организовывая международные автопробеги и мониторинги по территории стран СНГ и некоторых стран дальнего зарубежья, мы стараемся находить новые маршруты для переориентации перевозки грузов", – пояснил Б. Каримов.

К примеру, в Азербайджане, добавил он, большая роль отводится новой платной автодороге Баку – Губа – государственная граница с РФ.

150километровый участок этой трассы от поселка Гаджи Зейналабдин Тагиев до России построен в соответствии с I технической категорией. "Проведение нашего автопробега, в том числе по территории Ирана, а также посещения погранпереходов Иран – Армения, Иран – Азербайджан и Иран – Туркменистан позволяют говорить, что Иран имеет колоссальные возможности для сотрудничества со странами СНГ, в том числе со странами Центральной Азии. Поэтому мы должны учитывать этот факт и в связи со сложившейся ситуацией улучшать взаимодействие с Ираном и развивать сотрудничество, наращивать свои силы и возможности, тем самым развивать состояние коридора Север – Юг", – говорит председатель МСД.

По воде и суше Контакты налаживаются и по линии железнодорожных администраций.

"Создана рабочая группа, в которой участвуют как заинтересованные министерства, так и коммерческие структуры. 1 ноября 2023 года подписан меморандум по развитию указанного направления", – сообщил зампред дирекции Совета по железно дорожному транспорту государств – участников Содружества Олег Никитин. Он уточнил, что к этому делу подключены представители Ирана и Афганистана, заинтересованные в освоении грузопотока по МТК.

Особую активность в расширении внешнеторговых сообщений сегодня демонстрирует Узбекистан. В этом году в Приаралье сдан в эксплуатацию 85-километровый участок железной дороги Шават – Гурлен – Джумуртау – Караузяк и совмещенный мост через Амударью, который соединил отдельные районы республики Каракалпакстан и Хорезмской области. Это позволит удвоить годовой объем перевозки грузов в стране, а также в будущем открыть новые направления в Казахстан и Россию, сообщили в АО "Узбекистон темир йуллари".

В настоящее время оператор Узбекских железных дорог включился в масштабный проект по созданию Трансафганского или Кабульского коридора Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар. 21 февраля 2024 года с участием представителей железных дорог Афганистана состоялась церемония старта реконструкции участка Хайратон – Мазари Шариф. На первом этапе здесь планируется обеспечить в сжатые сроки перевозку грузов на ст. Наибабад.

Для этого будут организованы комплексные восстановительные работы на железнодорожном участке пути протяженностью 57 км и в парке "Б" ст. Хайратон.

Безусловно, Узбекистан рассчитывает на востребованность транзитных перевозок по новым направлениям. В свою очередь, Россия рассматривает Кабульский коридор в широкой перспективе как мультимодальный маршрут Беларусь – РФ – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан, напомнили в Росгранстрое.

В свете диверсификации внешнеторговых сообщений узбекская сторона также вышла с инициативой мультимодального сообщения через Каспийское море: РФ – Туркменистан – Узбекистан – Кыргызстан. "Ситуация, которая задалась сейчас в Красном море, диктует увеличение производительности работы по этому коридору", – рассуждает В. Ганин.

Российская сторона при этом готовится к перспективным объемам за счет приведения к нормативным параметрам Волго-Каспийского судоходного канала.

За счет дноуглубления проходная осадка для флота доведена до 4,5 м.

"Когда происходил водоотлив, там глубина падала до 3,6 м. Суда не брали на себя полную нагрузку, иначе можно сесть на мель. Но если борт недозагружен, то экономика летит [вниз] сразу. В прошлом году мы вытащили более 10 млн мі грунта, тогда как до этого максимум было 2-3 млн мі", – рассказал В. Савельев.

Нужен берег туркменский Железнодорожные перевозки по восточной ветви МТК Север – Юг постепенно осваиваются на других направлениях. Так, в сообщении Россия – Казахстан – Туркменистан планируется выйти на частоту отправок контейнерных маршрутов в 3-4 поезда ежемесячно, проинформировал О. Никитин. В свое время в РЖД заявляли о готовности участвовать в модернизации железных дорог Туркменистана. Планы сотрудничества с соседом относительно эффективных схем перевозок для повышения транзитного потенциала и привлечения грузопотоков из других стран, в том числе Индии и Пакистана, рассматривают железнодорожники Афганистана. Речь, в частности, идет о продолжении строительства линии Акина – Андхой, участка Андхой – Шибирган, создания железной дороги Тургунди – Санабар – Герат.

Однако взаимодействовать с туркменской стороной сегодня достаточно сложно, рассказала зампред исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ Наталья Шебаршина.

"Они вышли к нам с предложением о том, чтобы создать хаб на базе порта Туркменбаши. Но все заканчивается только декорациями, а прямого контакта не удается никак получить", – посетовала Н. Шебаршина, выразив надежду, что это все же временные трудности.

Несмотря на то, что Туркменистан называют закрытой страной, с ним необходимо развивать сотрудничество в плане транспорта, убежден Б. Каримов. Это важно не только для увеличения перевозок с Ираном (на ирано-туркменской границе действуют такие пункты пропуска, как Артык – Лотфабад, Гаудан – Баджигиран, Серахс – Серахс), но и с другими государствами Центральной Азии.

Туркменистан заинтересован в реализации совместных инфраструктурных проектов, которые позволят интегрировать транспортную систему страны в евроазиатские транспортные коридоры, указывает председатель Межправительственного совета дорожников. Собственно, об этом говорят и туркменские власти, которые готовы сотрудничать в том числе со странами Запада. О том, что Ашхабад приглашает крупных логистических операторов из Евросоза к развитию транспортных маршрутов и созданию приграничных логистических хабов, заявил в начале этого года на транспортном инвестиционном форуме ЕС – Центральная Азия заместитель гендиректора Агентства транспорта и коммуникаций при кабинете министров Туркменистана Батыр Аннаев. А в марте про шли переговоры с Japan International Cooperation Agency по вопросам сотрудничества с японской стороной в организации логистики через порт Туркменбаши. При этом Туркменистан расширяет собственную автодорожную сеть.

Например, запланировано строительство скоростной автомагистрали Туркменбаши – Гарабогаз (КараБогаз-Гол) – граница с Казахстаном с мостом через залив-лагуну на Каспии.

"В прошлом году маршрут нашего автопробега проходил по строящемуся автобану Ашхабад – Туркменабад протяженностью 600 км. Участок Ашхабад – Теджен протяженностью 254 км уже введен в эксплуатацию. Участники автопробега отметили качество и темпы строительства данной дороги", – свидетельствует Б. Каримов.

Несмотря на то, что Туркменистан называют закрытой страной, с ним необходимо развивать сотрудничество в плане транспорта. Это важно не только для увеличения перевозок с Ираном, но и с другими государствами Центральной Азии Для успешного развития МТК необходимо серьезное госучастие, включая финансовую поддержку. Впрочем, большинство проектов и так финансируется из государственных источников, особенно в Азербайджане и Казахстане. Также предусмотрена возможность привлечения частного капитала

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер16.04.2024