25-11-14 / 2014
Новости отрасли
Смена приоритетов

ПЕРЕВАЛКА НЕФТЕНАЛИВА

МОРСКАЯ ПЕРЕВАЛКА НЕФТИ ПРОДОЛЖАЕТ СНИЖАТЬСЯ, НЕФТЕПРОДУКТОВ - РАСТИ

Снижение экспорта нефти напрямую сказывается на грузообороте российских нефтетерминалов, абсолютное большинство которых в этом году сократило объемы перевалки. Причем наибольшее, 20%-ное падение (с учетом транзитных объемов) зафиксировано у крупнейшего нефтепорта — Приморска.

Оскудение нефтяных потоков сопровождается их перераспределением между терминалами. Как результат — по итогам года дальневосточное Козьмино скорее всего обгонит по объему перевалки еще совсем недавно приоритетную Усть-Лугу и, возможно, старейшие "нефтяные ворота" страны — Новороссийск.

Загрузить пустеющие перевалочные мощности "Транснефть" планирует за счет нефтепродуктов, экспорт которых стабильно растет. Для этого, в частности, предлагается перебросить в российские терминалы продукцию, традиционно отгружаемую через порты Латвии. Для нефтяников в отличие от "Транснефти" выгода такого маневра далеко не очевидна. Чтобы поставки по новым маршрутам были рентабельны, им придется договариваться о снижении тарифов: с РЖД — на транспортировку, с владельцами терминалов — на перевалку.

По данным "Нефтяной торговли", за девять месяцев 2014 года морские порты страны отгрузили на экспорт 79,4 млн тонн российской нефти — почти на 9% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Налив снижался во всех терминалах, кроме Козьмино (см. "Под уклон").

Причина негативной динамики — общее сокращение нефтеэкспорта, обусловленное ростом переработки внутри страны. За девять месяцев по системе "Транснефти" было прокачано на экспорт 149,2 млн тонн нефти (в том числе 134,3 млн тонн российской) — на 3,1% меньше в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом. При этом, по данным ЦДУ ТЭК, в январе-сентябре на российские НПЗ было поставлено на 11,2 млн тонн нефти больше, чем за тот же период 2013 года.

Крутое пике

Приморск, конечная точка нефтепровода БТС, в 2007-м отгрузивший на экспорт свыше 74 млн тонн нефти, в последние годы стабильно снижает грузооборот. Что вполне объяснимо: крупнейший нефтепорт страны испытывает все большую конкуренцию со стороны новых экспортных терминалов в Козьмино и Усть-Луге. В прошлом году Приморск перевалил 54,4 млн тонн сырья — на 20,2% меньше, чем в 2012-м.

В этом году "уход в минус" продолжился. Как сообщил главный инженер ООО "Спецморнефтепорт Приморск" Андрей Кулишин, по итогам года перевалка нефти здесь сократится на 21% и составит 43,5 млн тонн (другие источники говорили о 41 млн) при общем падении грузооборота порта на 15,3%. Кулишин объясняет это перераспределением потоков после ввода терминала в Усть-Луге. Отметим, что в январе-сентябре по сравнению с прошлым годом Приморск резко снизил перевалку казахстанского транзита — с 3,1 млн до 400 тыс. тонн (что, видимо, связано с перепрофилированием БТС под поставки дизтоплива ). При этом основная часть казахстанских объемов была перенаправлена в Усть-Лугу.

Еще одна причина "пересыхания" Приморска — рост поставок по ВСТО и ВСТО-2, в том числе в Китай. В частности, в 2014-2015 годах "Транснефть" реализует программу по переориентации 4 млн тонн высокосернистой нефти с западных экспортных направлений на восток. "Прирост серы, который присутствует на западе, мы начнем отводить на восток, тем самым немного улучшая и стабилизируя качество сырья на западных направлениях", — говорил ранее заместитель вице-президента "Транснефти" Игорь Кацал. По его словам, качество нефти, транспортируемой по ВСТО, при этом не пострадает.

Как будет сказано ниже, ближайшие перспективы налива в Приморске связаны в основном с перевалкой нефтепродуктов. При этом, как заверяют в "Транснефти", технические мощности трубопровода БТС сохранятся на уровне 60 млн твг сырой нефти. Тем не менее в условиях снижения нефтеэкспорта и ухода сырья на другие направления выйти на этот уровень перевалки Приморску уже вряд ли суждено...

Туман над Цемесской бухтой

Новороссийск, вместе с Приморском входящий в Группу НМТП, с начала года также существенно снизил перевалку нефти. Падение оказалось еще более радикальным, чем в прошлом году. Наряду с уходом объемов на восток это можно объяснить и рядом других причин — продолжающейся реконструкцией нефтепровода Тихорецк-Новороссийск, неопределенностью с модернизацией терминала Шесхарис, сокращением каспийского транзита. Так, казахстанской нефти за отчетный период было отгружено на 1 млн тонн меньше, а азербайджанская ГНКАР в январе-сентябре снизила поставки через Новороссийск на 42,6%, до 762,6 тыс. тонн. По итогам года ГНКАР планирует поставить по трубе Баку-Новороссийск 1,2 млн тонн вместо 1,7 млн в 2013 году.

Кроме инфраструктурных, рыночных и геополитических факторов перевалка сдерживается конфликтом главных акционеров НМТП — "Транснефти" и "Суммы", которые более года не могут договориться о разделе активов Новороссийского порта. Добавляет неопределенности и предстоящая приватизация 20%-ного госпакета ОАО "НМТП", которая была намечена еще на 2012 год, а ныне стоит в планах на 2014-2016-й.

По имеющимся данным, в сентябре глава "Транснефти" Николай Токарев направил президенту Владимиру Путину письмо с предложением отдать госпакет в управление его компании. Как сообщалось, цель этой меры — повысить капитализацию Новороссийского порта, которая снизилась с $4,9 млрд в 2007 году до $808 млн. Идею поддержал президент РЖД Владимир Якунин (его ведомство владеет 5,3% НМТП). Положительный ответ позволил бы "Транснефти" фактически контролировать порт. Некоторые юристы полагают, что передача пакета в доверительное управление станет первым шагом к его приватизации в пользу управляющего.

Судя по всему, "в верхах" еще не принято окончательного решения ни по приватизации, ни по разделу активов. Как отмечала руководитель Росимущества Ольга Дергунова, вариант, при котором нефтеналивные активы переходят "Транснефти", а сухогрузные "Сумме", — "это лишь возможный способ раздела и управления компанией".

На наш взгляд, упомянутый способ не только возможный, но и наиболее логичный. Передача "Транснефти" профильных активов позволила бы ей сдвинуть с мертвой точки проект реконструкции Шесхариса, в том числе в расчете на увеличение поставок в Новороссийск каспийской нефти. Между тем основной владелец "Суммы" Зиявудин Магомедов недавно выражал сомнение, что раздел активов может произойти в этом году...

Не удивительно, что в сложившейся ситуации НМТП не сообщает о прогнозируемых объемах нефтеперевалки в Новороссийске по итогам года. Судя по нынешней динамике, достичь прошлогоднего уровня 37 млн тонн (включая транзит) вряд ли удастся. Перевалку в порту "Транснефть" также рассчитывает поднять за счет дизтоплива (проект "Юг"), но для этого опять-таки необходимо как можно скорее уладить конфликт акционеров.

Потери и резервы

Непростые времена переживает и нефтеналив в Усть-Луге. В прошлом году терминал "Невской трубопроводной компании" (НТК) отгрузил 23,3 млн тонн нефти, поступившей в порт по нефтепроводу БТС-2. С момента запуска терминала в марте 2012 года к середине июля 2014-го общий объем отгрузки российского сырья достиг 50 млн тонн. Тем не менее весной НТК прогнозировала по итогам года снижение перевалки на 14%, до 20 млн тонн — в том числе по причине ухудшения конъюнктуры в связи с санкциями Запада, из-за чего компания заморозила свою инвестпрограмму.

Недостающие объемы здесь хотят компенсировать перевалкой нефтепродуктов на терминале "Усть-Луга ойл" (бывший "Роснефтьбункер") — по итогам года ее планировали нарастить на 27%, до 21,4 млн тонн. А к 2015 году за счет ввода четвертого пускового комплекса терминала общие перевалочные мощности "Усть-Луги ойл" должны увеличиться на 10 млн — до 30 млн твг. С одной стороны, перспективы их полной загрузки осложняются в связи с наращиванием поставок дизтоплива в соседний Приморск; с другой — помочь Усть-Луге может реализация планов "Транснефти" по переводу в российские порты нефтепродуктов, ныне экспортируемых через порты Латвии.

Развитию "нефтепродуктовой линии" Усть-Луги способствует и наличие у нее конкурентных преимуществ в виде новых перевалочных мощностей. Речь о терминале "НО- ВАТЭКа" по стабилизации и отгрузке конденсата, а также комплексе СУГ и светлых нефтепродуктов, который этой весной был продан "СИБУРом" консорциуму российских и зарубежных инвесторов.

Восток — дело тонкое

Козьмино — единственный российский нефтепорт, в этом году увеличивший перевалку нефти. Если в прошлом году он перевалил чуть более 21 млн тонн, то за девять месяцев нынешнего — 18,5 млн. Ожидается, что по итогам года отгрузка в Козьмино возрастет до 24,5 млн тонн — прежде всего за счет упомянутой переброски на восток "западной" высокосернистой нефти.

Восточное направление экспорта углеводородов, объявленное приоритетным еще в конце 2000-х, сегодня в связи с западными санкциями становится для государства и "Транснефти" еще более актуальным. Тем не менее если пару лет назад предполагалось, что уже в 2014-м все

30 млн твг перевалочных мощностей Козьмино будут полностью загружены, то ныне такая перспектива отодвигается на неопределенный срок. Проводимое "Транснефтью" расширение систем ВСТО и ВСТО-2 рассчитано прежде всего на увеличение экспорта в Китай (до 20 млн твг) и обеспечение предстоящих поставок на Хабаровский НПЗ; в дальнейшем значительные объемы сырья (до 24 млн твг) должны пойти по ВСТО-2 на Восточную нефтехимическую компанию "Роснефти". Козьмино в этой ситуации может оказаться на голодном пайке, тем более что обеспечение дополнительных поставок по Восточной трубе необходимой сырьевой базой столкнулось с непредвиденными трудностями.

Переходим на отечественные?

Так или иначе все российские портовые мощности по перевалке сырой нефти сегодня недозагружены. В будущем ситуация лишь усугубится, поскольку производство нефтепродуктов в стране будет расти, а нефтедобыча — снижаться (последнее, по мнению вице-президента "ЛУКОЙЛа" Леонида Федуна, произойдет уже в следующем году, а к 2017-му падение добычи может составить 25 млн тонн от текущего уровня).

Зато стабильно растет морская перевалка нефтепродуктов. Так, в Приморске за девять месяцев она возросла на 20,8%, до 8,6 млн тонн, в Новороссийске — до 12,9 млн (+8,1%). Усть-Луга в первом полугодии отгрузила 11,5 млн тонн нефтепродуктов, что более чем в полтора раза выше аналогичного показателя прошлого года.

Обеспечить растущие поставки призвано прежде всего расширение продуктопроводного маршрута "Север" (Кстово-Приморск), который работает с запредельной загрузкой — в прошлом году по трубе проектной мощностью 8,4 млн твг было прокачано 9,3 млн тонн низкосернистого дизтоплива. Расширять "Север" "Транснефть" решила путем частичного перепрофилирования под прокачку этого продукта нефтепровода БТС. В результате, как ожидается, к концу нынешнего года Приморск перевалит 11 млн тонн дизтоплива, к 2015-му — 14,5 млн, а к 2018-му — 25 млн (см. "Дизель вместо нефти"). Кроме того, в 2016 году транспортная монополия намерена реализовать первый этап продук- топроводного проекта "Юг", а к 2018- му расширить мощность системы с 6 до 9 млн твг.

С этими планами тесно связана другая идея "Транснефти" — перенаправить в российские терминалы свыше 10 млн твг нефтепродуктов, экспортируемых отечественными компаниями через латвийские Вентспилс и Ригу (см. "Без них обойдемся?"). Этот вопрос обсуждался в начале октября на совещании в Минэнерго с участием ведущих ВИНК. Как сообщил замминистра Кирилл Молодцов, соответствующее решение может быть принято уже в ноябре.

По словам пресс-секретаря "Транснефти" Игоря Демина, возможный отказ от латвийских портов не связан с политической ситуацией, а обусловлен многолетней работой по созданию бестранзитных маршрутов экспорта углеводородов. Стоит напомнить, что в середине 2000-х "Транснефть" отрезала Вентспилс от поставок трубопроводной нефти, перебросив эти объемы в "новенькую" БТС; похоже, очередь за нефтепродуктами... На наш взгляд, политическая подоплека в нынешней идее, как и тогда, присутствует: как известно, Латвия не только присоединилась к западным санкциям против России, но и ратует на размещение на своей территории постоянной военной базы НАТО, а недавно запретила въезд в страну ряду российских артистов.

Реализация планов "Транснефти" позволила бы ей убить сразу нескольких зайцев — загрузить простаивающие нефтепроводные мощности, а также получить дополнительный доход за счет более прибыльной прокачки дизтоплива и увеличения перевалки в портах Приморска и Новороссийска, которые она контролирует на пару с "Суммой". Российские перевалочные мощности, судя по всему, смогут принять дополнительные объемы: как отмечалось выше, уже в следующем году пропускная способность терминалов в Усть-Луге и Приморске должна возрасти на 15 млн твг.

Экономика под вопросом

А вот для нефтяных компаний выгода от этой затеи сомнительна, поскольку в латвийских портах перевалка и фрахт традиционно дешевле, чем в российских. ВИНК в принципе согласны отказаться от латвийского направления, но лишь в случае компенсации издержек. Так, "Роснефть", "Газпром нефть" и "Татнефть" готовы перенаправить нефтегрузы в Приморск, Усть-Лугу, Санкт-Петербург и Новороссийск, но только при "наличии технической возможности трубопроводного и железнодорожного транспорта", "экономической привлекательности поставок" и "обеспечении равнодоходности посредством снижения тарифов". Речь идет о тарифах на железнодорожную транспортировку (напомним, в Усть-Лугу, Санкт-Петербург и Новороссийск нефтепродукты сегодня можно поставлять только по железной дороге) и на перевалку в российских портах.

Таким образом, нефтяникам придется договариваться как с РЖД, так и с "Транснефтью" и владельцами терминалов в Усть-Луге и Санкт-Петербурге (Gunvor и ПНТ). Наиболее сложным представляется достижение компромисса с железнодорожниками, которые, с одной стороны, говорят о перегруженности подходов к портам, с другой — несут убытки из-за продолжающегося ухода в трубу значительных объемов нефтегрузов.

...

ДИЗЕЛЬ ВМЕСТО НЕФТИ

В октябре "Транснефть" планировала завершить заполнение дизельным топливом Киришского НПЗ 300-километровый участок Кириши-Приморск нефтепровода БТС. По словам гендиректора ООО "Балтнефтепровод" Владимира Якимова, процесс переориентации нефтяной трубы под транспортировку нефтепродуктов занял не более шести месяцев. Как отмечают в "Транснефти", подобных прецедентов перепрофилирования трубопроводов ранее не было ни в России, ни в Европе и США.

За счет этих мер, а также технологических мероприятий мощность продукто- проводного маршрута "Север" к концу 2014 года планируется увеличить до 11 млн твг. В дальнейшем "Транснефть" намерена использовать под нужды "Севера" инфраструктуру БТС на участке от Ярославля, что, как ожидается, позволит с 2018 года увеличить объемы прокачки в Приморск до 25 млн твг. Отметим, что схожим образом — путем использования нефтепровода Тихорецк-Новороссийск под прокачку дизтоплива — компания намерена реализовывать другой стратегический продуктопроводный проект: "Юг".

Инвестиции в частичное перепрофилирование БТС под транспортировку 25 млн твг дизтоплива "Транснефть" оценивает в 25-26 млрд рублей. Как утверждается, это значительно дешевле расширения действующего продуктопровода. Со своей стороны отметим, что первый пусковой комплекс "Севера" обошелся немногим дороже — в 30,9 млрд, причем в эту стоимость наряду с линейной частью Кстово-Приморск входило строительство отгрузочного терминала в Приморске.

...

БЕЗ НИХ ОБОЙДЕМСЯ?

Как сообщают СМИ, доходы от транзита российских и белорусских нефтепродуктов составляют более трети бюджета Латвии — $250-300 млн. По данным ЦДУ ТЭК, в 2013 году в порты Риги и Вентспилса было поставлено 13,6 млн тонн нефтепродуктов российского производства (из общего их объема 22,2 млн), в том числе 10,6 млн тонн дизельного топлива ("Евро-3,4,5"), 2,1 млн тонн бензина, 0,7 млн тонн нафты и 0,2 млн тонн мазута. Из них 7,4 млн тонн поступило по системе "Транснефти" (в том числе через смешанный вариант поставки) и 6,2 млн тонн — по железной дороге. Среди поставщиков дизтоплива на долю "Роснефти" пришлось 2,2 млн тонн, "Башнефти" 3,6 млн, "Газпром нефти" 3,15 млн, "Газпром-Салавата" 0,85 млн, "ЛУКОЙЛа" 0,7 млн тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт25.11.2014