06-04-16 / 2016
Новости отрасли
Смена приоритетов

Правительство внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект, направленный на совершенствование регулирования деятельности в морских портах. Изменения упростят административные процедуры и привлекут грузоотправителей и операторов.

Правительство попробует исключить навязанные услуги стивидоров. Председатель правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение № 505-р "О внесении изменений в федеральный закон "О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и некоторые законодательные акты РФ". В частности, разработчики предлагают скорректировать также Устав железнодорожного транспорта, Водный кодекс и Кодекс торгового мореплавания. Законопроект, подготовленный Министерством транспорта, внесен на рассмотрение в Госдуму.

По словам Дмитрия Медведева, существующий закон, по которому работают и развиваются морские порты, действует с 2007 года. Однако появились сложные вопросы, находящиеся на стыке разных сфер деятельности.

"Поправки в законодательство направлены на обеспечение безопасности мореплавания именно в самих портах, регулирование земельных и имущественных отношений, совершенствование оказания различных услуг", – пояснил Дмитрий Медведев.

В Минтрансе пояснили, что в проекте уточняются понятия объектов инфраструктуры морского порта, вводится понятие территории, прописывается порядок создания морского порта, утверждается положение об установлении и изменении границ порта, определяется орган, осуществляющий государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, а также вводится новый сбор – аварийно-спасательный.

В то же время динамично развивается международное право в области морского транспорта, уверен заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы Михаил Брячак. Совершенствуется и нормативно-правовая база отрасли, в том числе в части положений о морских портах. И чтобы стать конкурентоспособными, страна должна соответствовать требованиям международных стандартов.

По мнению эксперта, развитие морских портов страны необходимо, потому что отставание в России фиксируется существенное. Соседи по таможенному союзу – Белоруссия и Казахстан – зачастую вынуждены обрабатывать свои грузы не через российские, а через литовские порты.

"Кроме того, таможенные операции и процедуры администрирования в портах России крайне бюрократизированы и не позволяют полноценно использовать транзитный потенциал, – говорит Михаил Брячак. – И мы теряем значительные объемы грузов".

Законопроект же направлен на упрощение процедур, но, хотя пока и не в достаточной мере, позволяет приблизиться к международным стандартам, считает специалист. При этом он заметил, что вносимые изменения сделают российские порты привлекательнее в первую очередь для грузовладельцев и операторов.

Между тем согласно обновленному документу оператор морского терминала не может навязывать клиенту заведомо невыгодные условия договора перевалки груза, необоснованно отказываться или уклоняться от заключения договора на перевалку, особенно если возможность оказания таких услуг есть. Одновременно с этим проект утверждает ответственность оператора, при которой он обязан размещать в открытом доступе сведения об условиях заключения договора перевалки грузов, включая дополнительные работы и услуги, тарифы и правила их формирования. Правки также коснулись права владения участками на территории портов, а именно в собственность такую землю не смогут получить иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица. Аренда собственности порта возможна лишь на срок 49 лет (если арендатор не указал более короткий срок), исключая буксиры, ледоколы и суда портового флота. Но если редакция закона 2007 года предполагала сдачу в аренду объектов на короткий срок в случае проведения реконструкции (на срок не менее 15 лет), то обновленная версия при таких же условиях определяет срок сдачи в аренду – 30 лет, и лишь при проведении капитального ремонта – 15 лет.

Председатель комитета по инвестиционным программам развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации морских торговых портов России по экономике и социальным вопросам (АСОП) Дмитрий Морозов от комментариев отказался, сославшись на то, что законопроект неоднозначный и касается аспектов, многие из которых нуждаются в тщательном изучении.

Напомним, что ранее документ утвердила комиссия правительства по законопроектной деятельности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.04.2016