19-03-20 / 2020
Новости отрасли
Смена приоритетов

Страны CAREC исправили Транспортную стратегию

Страны CAREC (Central Asia Regional Economic Cooperation, Центрально-Азиатское региональное экономическое сотрудничество) опубликовали новый вариант Транспортной стратегии до 2030 года. Приоритетом обновленного документа стали инвестиции в железнодорожную отрасль для 11 стран, входящих в организацию. Сейчас в CAREC входят 11 стран: Афганистан, Азербайджан, Китай, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Разработчики новой Транспортной стратегии отмечают, что торговые отношения государств – членов CAREC страдают от недостаточного финансирования инфраструктуры, неэффективного технического обслуживания. Ключевые результаты прежней программы (например, средняя скорость и стоимость проезда по коридорам CAREC) не улучшились. В частности, в 2018 году средняя скорость движения составила лишь 21,3 км/ч, что ниже планового показателя на 2020 год (30 км/ч) и базового 2010 года (23,5 км/ч).

В стратегии предполагается новый подход к управлению дорожной инфраструктурой. Ранее финансирование расходовалось на старые дороги, а недавно построенные оставались без технического обслуживания, что приводило к их быстрому изнашиванию. Теперь приоритет финансирования будет у новых линий.

Тем не менее, согласно данным CAREC, железные дороги являются ключом к содействию экономической диверсификации, поскольку они поддерживают национальные цепочки поставок сельскохозяйственной продукции, производства и минеральных ресурсов.

По словам старшего специалиста Азиатского банка развития (АБР) по транспорту Юргена Слуйтера, железные дороги должны стать предпочтительным способом транспортировки грузов в регионах. Чтобы победить в конкурентной борьбе с автомобильным транспортном, железным дорогам нужен выстроенный приоритет инвестиций.

Новый документ содержит предварительный инвестиционный план по железнодорожным проектам. В частности, Афганистан планирует строительство линии Мазари-Шариф – Герат – Кандагар-Кветта протяженностью почти 1,3 тыс. км. Хотя сроки реализации пока не определены, АБР уже назвал ориентировочную стоимость проекта – $3,34 млрд.

В Киргизии в срок до 2030 года предполагается построить железную дорогу Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Для этого стране потребуется $4,8 млрд.

В Монголии в этот период будут реализованы сразу два проекта – завод по производству вагонов в Сайншанде и новая железнодорожная линия на юге Монголии. Их стоимость составит $61 млн и $5 млрд соответственно. Причем открытие завода ожидается не позднее 2025 года, а вот новый маршрут будет готов уже к концу 2020 года. В Таджикистане с 2023 по 2025 год будет построена железная дорога Таджикистан – Афганистан – Туркменистан, говорится в документе.

На это стране потребуется $237,8 млн.

Лидером по количеству проектов станет Узбекистан. Уже в 2020 году там будет завершена электрификация участка Пап – Наманган – Андижан ($80 млн), до 2021 года предполагается повысить эффективность железных дорог ($170 млн) и электрификацию линии Пап – Коканд – Андижан ($545 млн и дополнительное финансирование SCADA), до 2024 года электрифицировать участки Бухара – Мискин – Ургенч – Хивинская ($250 млн) и Кашкадарья – Бухара для работы скоростных пассажирских поездов ($160 млн). Консультант, технический советник по транспорту АБР Тиррелл Дюкан отметил, что организации предстоит в 2020 году доработать технико-экономическое обоснование проектов новой Стратегии.

Напомним, что Программу стимулирования экономического сотрудничества между странами в Центрально-Азиатском регионе создал АБР еще в 1997 году. С 2001 года программа профинансировала 200 региональных проектов на сумму $37 млрд в области транспорта, энергетики и торговли.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.03.2020