17-12-14 / 2014
Новости отрасли
Смена причала

На рынке сжиженного углеводородного газа складывается тенденция к снижению объемов экспорта. Основные причины негативных прогнозов компании-экспортеры видят в снижении показателей стоимости, отсутствии в данный момент возможностей выхода рынка на биржевую торговлю. С рядом проблем могут столкнуться компании, которые предпочитают перевозить СУГ по железным дорогам.

Сжиженному газу предлагают добавить скорости и инфраструктуры. Пути решения проблем обсудили участники V ежегодной конференции «Рынок СУГ и СПГ России: новые рубежи развития». По мнению советника президента «СГ-Транса» Александра Скуратова, уже замечены существенные изменения в экспорте СУГ: «Цена на СУГ сегодня «проваливается», объем экспорта будет достаточно ограничен, а все ценообразование российского рынка зависит именно от экспорта: и пошлина, и все базисы поставки. Цена, которая формируется на Тамани, – от конъюнктуры Средиземного моря, но не является определяющей по российскому рынку. Остаются терминалы Усть-Луга, мощности на Финляндию, Германию, на Польшу (топливный газ). Исходя из этого объемы экспорта существенно расти не будут. Российский рынок, как видно, стагнирует».

Но, по мнению начальника Управления перспективного развития и планирования «Газпромтранса» Андрея Ващенко, нельзя не отметить тот фактор, что цена на СУГ падает значительно ниже, чем цена на нефть. «Мы считаем, что зрелость наступила в умах руководства компаний, они грамотно строят свою долгосрочную политику в экспорте. Никто не создает себе проблем, избыточно перемещая объемы газа за границу».

Между тем существует ряд сложностей с вопросом железнодорожных перевозок СУГ. Как отметил руководитель, ситуация осложняется тем, что в ближайшее время не планируется значительного увеличения скорости доставки грузов по железным дорогам.

«Как мы видим, РЖД не рассматривают существенного увеличения скорости перевозки грузов, в основном нововведения касаются пассажирского сектора. Здесь ситуация является двоякой: вроде баланс существует между количеством производимого газа и количеством цистерн, но скорость доставки балансирует. Так, судя по стратегии РЖД, скорость грузоперевозок, в частности сжиженных газов, будет падать, ситуация будет ухудшаться у тех, кто будет перевозить сырье железнодорожным транспортом. Так или иначе трудности будут происходить. Нынешняя ситуация будет стимулировать либо автомобильные перевозки, либо перевозки посредством танк-контейнеров».

Однако развивающаяся инфраструктура российских портов не позволит ситуации с вывозом газа стать критичной: происходит диверсификация потоков через порт Усть-Луга.

Поддерживает слова представителя «Газпромтранса» и эксперт компании «Морстройтехнология» Софья Каткова. По ее мнению, существенными являются как тарифные изменения в Таможенном союзе, так и изменения, которые произошли в тарифной политике РЖД.

«На самом деле очень резко изменились объемы нефти в свое время, то же самое может произойти и с рынком СУГ. Потеря этих объемов была достаточно существенной. Все больше сжиженного газа переходит в порты. Из ныне существующих в России портов как наиболее эффективный можно отметить Усть-Лугу: он находится в зоне больших трансконтинентальных перевозок, глубины, и наличие изотермического парка позволяет работать на масштабном рынке. К сожалению, такие порты, как Темрюк, у которого низкие показатели дноуглубления, и Керчь с недостаточностью инфраструктуры, пока на данный момент не могут полностью удовлетворять необходимым требованиям для осуществления большого количества перевозок СУГ».

Как отмечает директор дивизиона «Транспортная экспедиция» «Сибур-Транса» Александр Городецкий, идет активная работа компании по вывозу СУГ через порт Усть-Луга. «Много негативных тенденций с вагонами и тарифной политикой, поэтому мы активно начали переходить на танк-контейнеры. У нас сейчас 2,5 тыс. газовых контейнеров, мы видим хорошую перспективу. Достаточно серьезно будут диверсифицироваться потоки, и мы сейчас смотрим на Усть-Лугу, поскольку мы уже за последний год перевезли около 10 тыс. тонн СУГ в танк-контейнерах», – комментирует представитель компании.

Проблему сниженных показателей экспорта СУГ руководители ведущих компаний видят по-разному. Так, представитель «СГ-Транса» Александр Скуратов считает, что необходимо выводить СУГ на биржевую торговлю.

«С учетом того, что у нас нет регулятора и возможностей, одним из механизмов мы видим равный доступ и возможность для стимулирования рынка в биржевую торговлю. Но, с нашей точки зрения, в биржевой торговле существуют некоторые проблемы: первая – отсутствие базиса поставки, как, например, в США и Европе. В России – продажи на заводах, а что это значит: просто так покупатель прийти на рынок и купить может только в том случае, если он инвестор и связан договорными отношениями. Фактически такой площадки, где бы торговали СУГ с учетом какой-то части оплаченного тарифа, не существует. И нам кажется, что необходимо перейти либо к виртуальной, либо к физической площадке торговли. Быть может, это будут договоры с пунктами, которые бы осуществляли торговлю реальными объемами газа с оплаченными тарифами. Существуют риски – об этом говорили представители и Федеральной антимонопольной службы, и Федеральной службы по тарифам. Никто не гарантирован от риска увеличения тарифного коридора или изъятия части прибыли: сегодня биржевая торговля не ограничивает покупателя от коммерческих и технических рисков, которые существуют при биржевой торговле газом. Это, к сожалению, общая тенденция рынка», – считает руководитель.

Генеральный директор ООО «Восточный Газ» Константин Джунковский акцентировал внимание на необходимости направления работы с СУГ по восточной части. «Наша компания работает на рынке Средней Азии, мы вышли и на рынок Восточной Европы, а также планируем развивать нелинейные маршруты на рынке СУГ. Также мы рассматриваем выход в порты Грузии. Экономическая целесообразность в данном случае будет обеспечена», – считает представитель компании.

Генеральный директор «ВИП Газ Тех» Валерий Титов отметил, что геополитические изменения текущего года влекут за собой сокращение отгрузок СУГ через порты Украины (Одесса, Ильичевск, Николаев), вследствие чего основные потоки перевозок переориентируются не только на российские (Усть-Луга, «Таманьнефтегаз», «Мактрен-Нафта», Керчь), но и на белорусские терминалы. «Указанная ситуация, а также рост производства СУГ являются предпосылкой для качественных изменений в перевалочной инфраструктуре, а это влечет за собой необходимость строительства новых высокоэффективных терминалов и реконструкции уже существующих», – акцентирует внимание руководитель.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.12.2014