09-06-20 / 2020
Новости отрасли
Смена причала

Экспортеры ищут альтернативу Мурманскому порту

Авария на железнодорожном мосту в Мурманской области нарушила логистическую цепочку доставки многих грузов. Производители удобрений и экспортеры угля – главные клиенты Мурманского морского торгового порта – переориентируют свою продукцию на другие терминалы, как российские, так и зарубежные. Вчера ОАО "РЖД" для поддержки грузоотправителей ввело скидку на перевозку грузов на время восстановления сообщения с портом Мурманск. Скидка 25% будет действовать для экспортных перевозок по альтернативным направлениям для некоторых номенклатур: железорудного сырья и удобрений, обычно следовавших в Мурманский порт. Льгота вводится временно до восстановления железнодорожного сообщения в Мурманской области (подробности см. на этой странице).

По словам генерального директора АО "Мурманский морской торговый порт" (ММТП, 100% голосующих акций принадлежит Сибирской угольной энергетической компании) Алексея Рыкованова, сейчас в порту все работы, которые связаны с железнодорожными операциями, приостановлены и уже более 10 судов перенаправлено в другие порты. Доставка грузов железнодорожным транспортом является для порта ключевой, поэтому сейчас совместно с ОАО "РЖД" изучаются варианты выгодных тарифов для сохранения объема перевозок по железной дороге после введения в эксплуатацию временного обходного пути.

В то же время железнодорожные операторы и грузоотправители пытаются скорректировать логистику перевозки продукции в обход ММТП. Как рассказал "Гудку" заместитель генерального директора "ФосАгро" по продажам, логистике и маркетингу Сергей Пронин, Мурманский порт является единственным в стране, через который можно переваливать апатитовый концентрат. Дело в том, что эта продукция в России преимущественно производится в Заполярье и "ФосАгро" является его крупнейшим производителем. Поэтому по логистике и транспортному плечу, оснащенности порта специализированными перевалочными мощностями он является единственным удобным.

"В перспективе планируем организовать отправки через порты ближнего зарубежья, однако какие, пока не оглашаем", – отмечает топ-менеджер.

Сейчас большая часть экспорта российских минеральных удобрений приходится на порты Балтийского региона и Мурманск. Продукция отгружается в таких портах, как Рига (Латвия), Мууга (Эстония), Котка (Финляндия), Санкт-Петербург, Усть-Луга и Мурманск. Тем не менее Сергей Пронин ранее рассказывал "Гудку" о том, что больший интерес для компании представляют порты на северо-западе России – в Усть-Луге, Мурманске и Санкт-Петербурге. Это обусловлено их логистическим преимуществом, в первую очередь близостью к производственным площадкам компании.

По данным "ФосАгро", ежегодно в Мурманском порту переваливается порядка 1 млн тонн удобрений и 1,5–2 млн тонн апатита.

Операторы подвижного состава считают, что можно организовать логистику через некоторые российские и прибалтийские порты. Советник генерального директора ООО "Балттранссервис" Владимир Прокофьев отметил, что через ММТП традиционно российские промышленники везут уголь, нефть и минеральные удобрения, в частности апатит.

"Для перевозок угля и нефти, думаю, серьезных проблем нет, поскольку его можно отправить в Усть-Лугу. Да, конечно, могут быть некоторые трудности с принятием объемов, но это не столь критично. Часть груза может также принять станция Автово, расположенная в Санкт-Петербурге. Другая ситуация с апатитом, для которого необходим специальный терминал, который расположен в Мурманске. В целом зарубежные порты Прибалтики тоже могут взять какую-то часть объемов на себя, но это разовая акция. Например, эстонские терминалы настроены на хранение и обратную перевалку. Тем не менее сомневаюсь, что российские грузы уйдут на Прибалтику", – рассказал "Гудку" Владимир Прокофьев.

По данным Ассоциации морских торговых портов, в начале 2020 года всего в российских портах было перевалено 23,2 млн тонн сырой нефти, из которых 6,2 млн приходится на порты Арктического бассейна, в частности и ММТП. В целом по сравнению с прошлым годом грузооборот порта Мурманск составил 5,2 млн тонн, что на 4,4% ниже, чем в начале 2019 года.

Директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО "Уральская горно-металлургическая компания" (в актив которого входит АО "УК "Кузбассразрезуголь") Ирина Ольховская объяснила "Гудку", что сейчас уголь переориентирован с Мурманского порта в Ленинградскую область, в порт Усть-Луга. Часть угля Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК), порядка 400 тыс. тонн, направлена в Ленинградский порт. "Сейчас мы помогаем компании СУЭК и берем на себя часть их груза из Мурманска", – отметила Ирина Ольховская.

По мнению заместителя генерального директора – директора по логистике СУЭК Дениса Илатовского, альтернативные варианты логистики приводят к дополнительным издержкам из-за более высокого фрахта или стоимости перевалки.

"В настоящее время СУЭК рассматривает различные логистические решения по перенаправлению грузопотока Мурманского порта на уровне планового объема 1,8 млн тонн в месяц. Большую роль в определении возможной логистики играет ОАО "РЖД", как через механизм гибких тарифов, так и предлагая специальные технологические решения. Например, ЦФТО РЖД предлагает бесплатную переадресовку нескольких тысяч груженых вагонов, отставленных в направлении Мурманского порта", – рассказал "Гудку" Денис Илатовский.

По данным "Морстройтехнологии", в прошлом году объем перевалки угля через ММТП составил 15,8 тыс. тонн (16 тыс. тонн в 2018 году).

По словам директора по логистике АО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" (входит в холдинг "ЕвроХим") Евгения Романова, компания уже направила заявку в адрес ОАО "РЖД" на перевозку апатитового концентрата сухопутным маршрутом в Литву. В первую декаду июня компания рассчитывает доставить туда порядка 19,5 тыс. тонн этой продукции.

Напомним, 1 июня из-за сильного подъема уровня воды в реке Кола произошло обрушение железнодорожного моста на перегоне Выходной – Кола. Ранее генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров сообщал, что движение поездов в обход барьерного места по временному участку будет организовано до 23 июня. Новый железнодорожный мост планируется построить к октябрю для возобновления движения поездов на прежнем участке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.06.2020