26-08-15 / 2015
Новости отрасли
Смена лидера

ПОРТ УСТЬ-ЛУГА

УСТЬ-ЛУГА НАРАЩИВАЕТ НАЛИВ

Самая новая морская гавань на Балтике консолидирует нефтехимические грузы. В настоящее время прирост объемов перевалки нефти и нефтепродуктов происходит во многом благодаря перетоку из соседних балтийских портов Эстонии и Санкт-Петербурга. Однако уже в ближайшие годы Усть-Луга станет точкой зарождения грузопотока, так как на ее территории появятся промышленные центры переработки газа. В основу специализированного кластера ляжет завод СПГ "Газпрома".

В РЖД, в свою очередь, готовятся к приему новых грузов, инвестируя средства в расширение пропускной способности подъездных путей к порту, а также в строительство новых сортировочных станций. В текущем году на эти цели было выделено 12,6 млрд рублей.

Переход к углеводородам

На сегодняшний день две трети всех грузов Усть-Луги составляют нефть и нефтепродукты. Однако так было не всегда. Напомним, что работа порта начиналась с перевалки угля. Так, одним из первых в 2001 году был запущен в эксплуатацию угольный комплекс "Ростерминалуголь" компании "Кузбассразрезуголь" первоначальной мощностью 6 млн тонн. Раньше заработал только лесной терминал "Фактор". Его запуск произошел в 1997 году. С 2007 года в порту работает "Универсальный перегрузочный комплекс" (входит в UCLH Владимира Лисина) на 4 млн тонн, основу грузовой базы которого составляет тот же энергетический уголь. Также почти десять лет в порту функционирует автомобильно-железнодорожный комплекс, а с 2009 года заработал терминал по перевалке серы "Европейский серный терминал" мощностью до 9 млн твг. И только в последние годы в Усть-Луге появилось углеводородное сырье и нефтепродукты. Так, запуск "Невской трубопроводной компании" (НТК), являющейся конечной точкой БТС-2, состоялся в 2012 году. Тогда же начал переваливать мазут комплекс "Роснефтьбункер" ( в 2014 году его переименовали в "Усть-Луга Ойл"), а в 2013 году стартовали сразу два газовых терминала - по переработке стабильного газового конденсата "НОВАТЭК-Усть-Луга" и по перевалке СУГ и светлых нефтепродуктов "СИБУР- Портэнерго".

В ближайшие годы объем нефтехимических грузов в Усть-Луге увеличится за счет строительства специализированного кластера, в основу которого ляжет завод сжиженного природного газа (СПГ) "Газпрома". Под новые мощности уже зарезервированы земельные участки.

Промышленный узел

По словам главы администрации Кингисеппского муниципального района Ленинградской области Виктора Гешеле, район становится крупным центром индустриализации страны, что связано с его выгодным

В первом полугодии 2015 года переработка стабильного газового концентрата на комплексе "НОВАТЭК" выросла на 68,5% - до 3,4 млн тонн географическим положением - 25 км от границы с ЕС, 120 км от Санкт-Петербурга и 50 км от порта Усть-Луга. Так, до 2020 года в районе порта Усть-Луга появится завод по производству СПГ, а также предприятия по выпуску метанола (в промзоне "Алексеевка"), карбамида ( район Вистино) и аммиака (в промзоне "Фосфорит"). В общей сложности на территории Кингисеппского района планируется перерабатывать

25 млрд кубометров газа в год. Для доставки сырья "Газпром" протянет трубопровод Волхов-Усть-Луга.

В частности, проект "Балтийский СПГ" предусматривает создание завода по производству СПГ мощностью до 15 млн тонн в год. "Газпром" оценил инвестиции в его строительство в размере 600- 650 млрд рублей. Срок ввода первой очереди мощностью 5 млн тонн намечен на 2019 год.

Два завода по производству метанола мощностью 1,7 млн тонн в год каждый первоначально хотели построить уже к 2018 году. Однако позже строительство перенесли из- за затягивания прокладки газопровода Волхов-Усть-Луга в рамках "Балтийского СПГ". От 80 до 90% получаемого метанола планируется поставлять на экспорт через терминалы порта Усть-Луга.

Балтийский карбамидный завод будет строить группа "ИСТ" Александра Несиса. В июне Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на документацию проекта. Мощность завода составит 3 тыс. тонн аммиака и 3,5 тыс. тонн карбамида в сутки.

И, наконец, завод по производству аммиака в районе промзоны "Фосфорит" будет строить компания "ЕвроХим". Мощность предприятия составит 1 млн тонн продукции в год.

Отметим, что в настоящее время Усть-Луга активно наращивает грузооборот за счет экспорта нефти и нефтепродуктов.

Текущие показатели

В первом полугодии 2015 года переработка стабильного газового концентрата ( СГК) на комплексе "НОВА- ТЭК" выросла на 68,5% - до 3,4 млн тонн. На выходе было получено около 70% нафты, около 13% авиакеросина, судовое топливо, а также сжиженный углеводородный газ ( СУГ). Мощность комплекса по входящему сырью в настоящее время составляет 6 млн тонн СГК в год. В будущем обороты увеличатся почти в два раза - до 11 млн тонн.

Что касается прироста нефтяных грузов, то он есть, однако эксперты говорят об имеющемся потенциале для дальнейшего наращивания перевалки. В частности, проектная мощность НТК составляет 40 млн твг нефти, а в прошлом году через него прошло только 23,3 млн тонн. "Усть- Луга Ойл" в прошлом году перевалила 23,6 млн тонн при полной мощности 30 млн тонн.

В июне из 6,4 млн тонн (+4%) переваленных в Усть-Луге грузов объем нефти составил 2 млн тонн (+15%), нефтепродуктов - 2,3 млн тонн (+2%). Суммарный объем нефтяных грузов, доставленных в порт по железной дороге, по итогам полугодия составил 12,1 млн тонн, что на 8,6% больше аналогичного периода прошлого года.

Впрочем, помимо нефти, газа и нефтепродуктов в Усть-Луге по-прежнему переваливают уголь и другие грузы, и их объемы тоже растут, однако доля в общем грузообороте не превышает 25%.

Неотстающее меньшинство

"Ростерминалуголь" в первом полугодии увеличил объемы перевалки угля на 17% - до 8 млн тонн. "Универсальный перегрузочный комплекс" принял более 2 млн тонн грузов, что на 5% больше аналогичного показателя прошлого года. В частности, за 6 месяцев там отправлено на экспорт более 1,9 млн тонн энергетического угля (+0,7%) и импортировано 0,1 млн тонн марганцевой руды.

В июле порт Усть-Луга впервые начал работать с ядерными материалами. Так, компания "Техснабэкспорт" совместно с дочерним АО "СПб "Изотоп" отгрузила урановую продукцию в Германию и Швецию. В скором времени отправки станут регулярными, так как в Ленинградской области для экспорта ядерных материалов строится транспортно-логистический комплекс ТЛК "Запад".

В июне в Усть-Луге также начала работать компания "ФосАгро". Ее терминальный комплекс "Смарт Балк Терминал" способен переваливать более 1,5 млн тонн минеральных удобрений в год. Доставку груза осуществляет железнодорожный оператор "Ультрамар" - крупнейший в России перевозчик минеральных удобрений в контейнерах. Как отмечают в "ФосАгро", при необходимости можно оперативно удвоить мощности как по единовременному хранению, так и по общей пропускной способности терминала.

Паромная переправа

С 2006 года в порту Усть-Луга работает автомобильно-железнодорожная паромная переправа, соединяющая Лугу с немецким городом Засниц. Пока паромный комплекс работает только на четверть своей мощности. В прошлом году было перевезено лишь 1,6 млн тонн грузов из 5,5 млн тонн потенциально возможных. Для увеличения оборотов планируется построить логистический центр в Заснице, куда будут стекаться грузы из Луги. По мнению российских и немецких региональных властей, это позволит значительно увеличить грузооборот паромной линии.

Таким образом, к настоящему времени в порту Усть-Луга работают 12 терминалов. Еще семь находятся в стадии проектирования и строительства. В прошлом году грузооборот порта составил 75,6 млн тонн при заявленной окончательной мощности 180 млн тонн.

Однако, для того чтобы все планы осуществились и грузы смогли доехать в порт, нужна транспортная инфраструктура. Напомним, что РЖД с 2005 года реализуют проект "Комплексная реконструкция участка Мга-Гатчина-Веймарн-Иван - город и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива", в соответствии с которым на подъезде к Усть-Луге строятся новые пути и сортировочные станции. За 10 лет вложено 93,9 млрд рублей, в том числе 41,74 млрд - в Усть-Лужский железнодорожный узел.

В текущем году на реализацию проекта РЖД направит 12,6 млрд рублей. По данным перевозчика, в первом полугодии уже выполнены работы на сумму 3 млрд рублей. В частности, на станции Лужская-Сортировочная введен первый этап сортировочной горки - 16 путей, включая 23,3 км верхнего строения пути и 50 комплектов стрелочных переводов с включением в электрическую централизацию системы MSR-32. Кроме того, завершены пусконаладочные работы "под нагрузкой".

До конца года запланирован ввод в эксплуатацию объектов второго этапа сортировочной горки и парка из 16 путей на станции Лужская-Сортировочная. Строителям также предстоит выполнить путевые работы третьего этапа парка отправления и парка прибытия с устройством 41,3 км пути и укладкой 100 комплектов стрелочных переводов и провести подготовительные работы для возведения производственных баз предприятий инфраструктурного комплекса по ремонту горочного оборудования.

В рамках строительства предпортовых станций Усть-Лужского узла в текущем году планируется ввод объектов первого этапа на станции Лужская-Генеральная, включая 5,1 км верхнего строения пути и 10 комплектов стрелочных переводов и производство подготовительных работ на верхней террасе станции Генеральная-Восточная-Сортировочная.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт26.08.2015