02-02-19 / 2019
Новости отрасли
Сложности перевода

Подвижной состав застрял на четыре года.

Латвийский оператор пригородных перевозок AS "Pasazieru vilciens" (PV) по решению Бюро по надзору за закупками (БНЗ) не будет заключать контракт на поставку новых электропоездов с испанской компанией Patentes Talgo S.L. (Talgo), которая выиграла тендер. Регулятор потребовал повторить процедуру.

Как сообщила руководитель БНЗ Даце Гайле, постановлением бюро отменяется решение закупочной комиссии о поставке подвижного состава. Кроме того, PV поручено в течение 20 рабочих дней, то есть к 22 февраля, повторно провести оценку поданных предложений и известить о принятых решениях надзорный орган и всех претендентов.

Напомним, компания объявила тендер на поставку 32 новых электропоездов на 450 мест каждый стоимостью 225 млн евро в августе 2018 года. Кроме цены на подвижной состав в сумму включены необходимое оборудование, запчасти на первые пять лет эксплуатации, а также обучение персонала и строительство депо.

К участию в конкурсе подали заявки Talgo, Stadler Polska, испанская компания Construcciones y Auxiliar de Ferrocarriles (CAF) и чешская Skoda. Их предложения оценивались по балльной системе, включая ряд таких показателей, как потребление электроэнергии поездами, затраты на капитальный и текущий ремонт, в течение всего срока эксплуатации – 35 лет.

Однако еще до объявления результатов Stadler пожаловался в бюро на то, что Talgo не соответствует условиям конкурса, так как на сайте компании официально сообщается, что производство необходимых Латвии поездов, способных развивать скорость 120–160 км/ч, еще на стадии проекта. При этом для подачи заявки и участия в тендере необходимо сдать в эксплуатацию 10 электропоездов. Но на тот момент бюро не посчитало это обстоятельство нарушением, и конкурс продолжился.

В ноябре PV сообщил, что победителем стала Talgo. Как отметил председатель правления компании Роджер Янис Григулис, следующее ценовое предложение было дороже на 20 млн евро, чем у испанской компании.

Однако сделка не состоялась, так как в бюро тут же подало жалобу руководство Skoda, которое оспорило условия оценки финансовых предложений участников тендера со стороны PV. По словам директора по развитию бизнеса Skoda Vagonka Романа Соркина, латвийский оператор заплатит Talgo на 10 млн евро больше, чем чешской компании. Итоговая цена договора учитывает расходы на производство, доставку поездов, их содержание, техобслуживание в долгосрочной перспективе в расчете на одно пассажирское место. На поезде Skoda вся калькуляция на 4% дешевле, чем у Talgo.

"У компании есть основания считать, что за три месяца наше предложение было сознательно сделано более дорогим из-за другой методики расчетов", – уточнил он.

Кроме того, в жалобе в бюро (есть в распоряжении "Гудка") также отмечается, что техническая документация к тендеру была подготовлена на чешском языке и перевод на латышский язык привел к путанице формулировок и исказил информацию, к примеру, о взаимодействии электровоза с контактной сетью.

"У компании нет юридического права опротестовать решение бюро, и руководство PV не будет его игнорировать. Мы могли выбрать только одного претендента по совокупным показателям, заявленным в условиях тендера, по-видимому, надзорный орган считает, что победителем должна стать другая компания. Хотя в постановлении его прямо не называет. Сейчас нам предстоит в указанный срок вновь провести оценку имеющихся финансовых предложений, то есть вся тендерная процедура дублироваться не будет, это займет очень много времени, а нам крайне необходим новый подвижной состав", – пояснил "Гудку" начальник отдела по связям с общественностью PV Эгонс Алерс.

По его словам, закупочная комиссия не будет пересматривать техническую документацию, нужно только снова посчитать баллы, из которых складывается общая цена контракта. В компании также не исключают, что могут измениться сроки поставки электропоездов, так как у всех производителей подвижного состава они разные.

Уместно отметить, что это четвертая начиная с 2015 года попытка пригородного оператора купить электрички. Компания планировала, что новый подвижной состав с 2020 года будет курсировать по интервальным графикам с промежутком в 15–20 минут в часы пик, утром и вечером из Риги в Айзкраукле, Тукумс, Скулте и Елгаву, а со временем и до Даугавпилса и Резекне.

К ситуации решил внимательнее присмотреться министр сообщения (министерство является аналогом Министерства транспорта РФ) Талис Линкайтс, который заявил, что ознакомится с постановлением бюро, а затем проанализирует действия топ-менеджмента PV.

Пристальный интерес объясняется тем, что владельцем компании является латвийское государство, министерство – держателем акций и средства на покупку поездов выделены из бюджета республики.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152002.02.2019