02-04-19 / 2019
Новости отрасли
Слабое персидское звено

Олег Дунаев, заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по международному сотрудничеству – председатель подкомитета по транспорту и логистике. Комплекс экономических, инфраструктурных и политических проблем в Иране снижает вероятность развития международного транспортного коридора (МТК) "Север – Юг" высокими темпами в ближайшие годы. В такой ситуации целесообразнее сконцентрировать усилия на росте контейнерооборота между КНР и Евросоюзом.

Большая часть транзитных контейнерных потоков из Китая в Европу по коридору "Восток – Запад" по железной дороге следует через Казахстан, Россию и Белоруссию. Проблема даже не в загруженности Забайкальска, Брест сейчас забит точно так же. Надо отдать должное АО "Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс" – компания работает весьма эффективно и привлекает серьезные объемы на маршрут Достык – Брест. Наша страна играет важную роль в этой цепочке, однако, на мой взгляд, даже несмотря на добрососедские взаимоотношения с Казахстаном в рамках Евразийского экономического союза, нам необходимо проявить немножко больше экономического эгоизма и найти возможности для более полного использования своей территории для транзитных перевозок между КНР и странами Еврозоны.

Если ОАО "РЖД" расширит предложение для китайских грузоотправителей, концентрирующих свои производственные и складские мощности в северной части страны, если российские и китайские железнодорожники сообща проведут расширение терминальных мощностей на пограничных переходах, а также более активно начнут использовать инфраструктуру Монголии, Россия в более полной мере сможет задействовать свою территорию, реализовать транзитный потенциал и заработать на этом неплохие деньги. Инвестиции в расширение и модернизацию Транссибирской магистрали позволяют привлекать большие объемы контейнеров. А сейчас стоит признать, что темпы развития южных коридоров типа TRACEKA сейчас выше, чем у нас. Конкуренция растет, и этот фактор необходимо учитывать.

Среди перспективных МТК также в прессе часто упоминается коридор "Север – Юг", который в перспективе должен будет соединить Индию с Евросоюзом через Персидский залив, Иран, Азербайджан и Россию. Однако, на мой взгляд, в ближайшие годы прорыва на этом направлении ожидать не приходится. Развитие этого коридора активно обсуждается на различных площадках на протяжении последних 15 лет, однако ситуация коренным образом за это время не менялась, и есть мнение, что не изменится она и в обозримом будущем. Дело в том, что в одной из ключевых стран на этом маршруте – в Иране – есть множество проблем. Они носят и экономический (санкции), и инфраструктурный (даже несмотря на инвестиции последних лет в строительство железнодорожных путей и логистического комплекса на границе с Азербайджаном), и организационно-технический, и политический характер. Эти проблемы в комплексе весьма усложняют самые интересные логистические инициативы. В такой ситуации, с моей точки зрения, нам следует сосредоточиться на дальнейшем развитии перевозок по коридору "Восток – Запад" с максимальным задействованием территории и железнодорожной инфраструктуры России и вкладывать средства в модернизацию погранпереходов Забайкальск – Маньчжурия, Гродеково – Суйфэньхэ на границе с Китаем и Наушки – Сухэ-Батор на границе с Монголией.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.04.2019