30-06-11 / 2011
Новости отрасли
Сквозная железная дорога от Архангельска до Перми может быть построена на деньги частных инвесторов

Сквозная железная дорога Архангельск–Сыктывкар–Соликамск могла бы на 800 км уменьшить путь для грузов, следующих из Сибири в порты Белого моря, и вызвать мощный рост экономик республики Коми, Пермского края и Архангельской области. Но с 70-х годов прошлого века государство денег на этот инфраструктурный проект не находит. Сейчас в строительство дороги готовы вложиться частные инвесторы, но они хотят гарантий возврата своих инвестиций.

Правительственная комиссия по рассмотрению инвестпроектов обсудит вопрос о выделении государственного финансирования на строительство железнодорожной магистрали, которая свяжет Коми, Архангельскую область и Пермский край, в 2012 году. Об этом сообщил депутат Госдумы (фракция ЕР) Евгений Самойлов. «Информация о том, что правительственная комиссия запланировала рассмотреть проект «Белкомур» в 2012 году, прозвучала в среду на совещании в Минрегионразвития России», – передало слова Самойлова РИА «Новости». Власти трех северо-западных регионов расценили эту новость как обнадеживающую, поскольку надеются, что положительное заключение профильной правительственной комиссии вызовет и выделение бюджетного финансирования на проект стоимостью 155 млрд рублей.

Надежды на деньги из федерального бюджета питают эту самую перспективную на северо-западе страны инфраструктурную стройку уже последние 10 лет. Но денег на нее так и нет, хотя проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Архангельск–Сыктывкар–Соликамск) протяженностью 1155 км поддержан полномочными представителями президента в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах, властями трех российских субъектов, РЖД, Внешэкономбанком, рекомендован комитетом Государственной думы по транспорту и включен в стратегию развития железнодорожного транспорта России до 2030 года.

Логика тех, кто поддерживает этот проект, проста. Во-первых, он обеспечивает формирование оптимального и наиболее конкурентоспособного маршрута в направлении Восток–Запад в составе Евразийского транспортного коридора Баренц-Линк/Северная ось и трансконтинентального транзитного коридора смешанных перевозок Northern East-West, «спрямляя» путь грузов из Сибири в порты Белого моря на 800 км. Во-вторых, обеспечивает доступ к природно-сырьевым и лесным ресурсам транспортно недоступных, малонаселенных северных территорий Республики Коми, Пермского края и Архангельской области, создавая тем самым в трех регионах, с учетом строительства глубоководного участка Архангельского морского порта, более 45 тыс. новых рабочих мест.

Но «Российским железным дорогам» (РЖД), которым по закону принадлежат все железные дороги страны, такая стройка не по карману. «Денег на реализацию этого проекта в РЖД нет и точно не будет как минимум до 2013 года. Так как есть очень критичные участки, которые срочно нуждаются в реконструкции», – написал в феврале этого года в своем блоге вице-премьер правительства Пермского края Александр Кудрявцев после встречи со старшим вице-президентом РЖД Валерием Решетниковым, уточнив, что «тем не менее договорились воссоздать рабочую группу с участием заинтересованных регионов и выработать взвешенную позицию».

А государство изначально планировало финансировать этот проект, инициированный тремя регионами, из средств Инвестфонда, и в 2009 году он был даже согласован в федеральных министерствах и ведомствах, утвержден экспертным советом Министерства транспорта, одобрен инвестиционной комиссией по отбору проектов для софинансирования из средств Инвестфонда России и рекомендован к рассмотрению и утверждению правительственной комиссией. Однако, по словам главы Коми Вячеслава Гайзера, «в условиях бюджетных ограничений финансирование новых проектов с использованием инструментов Инвестфонда было приостановлено».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт.ru29.06.11Надежда на частников