09-12-16 / 2016
Новости отрасли
Скорость в приоритете

На будущий год в компании запланировано увеличение протяженности участков пути со скоростью 90 км/ч почти на 3500 км. Это позволит к 2019 году повысить участковую скорость движения поездов на 0,3 км/ч и получить экономический эффект в 1,6 млрд руб.

Повышать скорость доставки грузов можно за счет повышения технической скорости движения поездов и сокращения простоев на станциях. Такой вывод был сделан на заседании научно-технического совета ОАО "РЖД", которое в режиме видеоконференции провел вчера старший вице-президент – главный инженер ОАО "РЖД" Валентин Гапанович.

Оптимизация скоростей движения поездов, особенно в условиях дефицита пропускных способностей на основных направлениях сети, по-прежнему остается приоритетным направлением повышения эффективности и конкурентоспособности ОАО "РЖД". Основное внимание участники НТС обратили на оптимизацию допускаемых скоростей движения с учетом класса линий, пропускной способности и энергосбережения. При этом Валентин Гапанович отметил, что рост скорости не должен приводить к сокращению пропускной способности линий, равно как и к снижению производительности локомотивов. И особенно это касается грузопотоков в направлении морских портов. Рост объемов перевозок на этих направлениях за последние 10 лет составил более 40%, а их доля сегодня достигает почти 79% от грузооборота всей сети.

Тенденция роста объема экспортных грузов в направлении морских портов, как сообщил заместитель генерального директора по науке АО "ИЭРТ" Сергей Шарапов, в ближайшее десятилетие сохранится.

Но главной задачей на сегодня остается освоение предъявляемого к перевозке объема грузов, а также пассажиропотока. Большая работа, которая проведена в компании по развитию инфраструктуры, привела к пересмотру нормативов обслуживания и содержания инфраструктуры в зависимости от класса и характера работы железнодорожных линий. Характерной особенностью сети дорог является то, что 98,6% всех линий – это линии со смешанным движением грузовых и пассажирских поездов. Но быстрые темпы развития пассажирского комплекса в ряде случаев сдерживают освоение имеющейся грузовой базы.

Сегодня 79% грузооборота сосредоточено на участках сети протяженностью всего 28 тыс. км – это около 30% общей протяженности сети. Требованиям ПТЭ по обеспечению скорости грузовых поездов 90 км/ч соответствует только 6% от развернутой длины главных путей (3266 км), а на 18% линий, или 9990 км, скорость установлена на уровне менее 80 км/ч. В то же время повышение технической скорости приводит к дополнительным затратам топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов и к дополнительным затратам на техническое обслуживание объектов инфраструктуры.

Но сегодня технологические резервы повышения участковой скорости и, как следствие, скорости доставки грузов практически исчерпаны. Поэтому особое значение приобретает адресное повышение установленных скоростей движения грузовых поездов до 90 км/ч. В то же время повышение установленной скорости движения грузовых поездов, например, с 80 до 90 км/ч без учета тяговых свойств локомотивов может и не привести к увеличению технической и участковой скорости движения.

Поэтому, определяя участки увеличения скорости движения поездов, необходимо подготовить комплексные мероприятия по развитию инфраструктуры, уверен заместитель начальника Центральной дирекции управления движением Валерий Зобнин. Необходимы усиление путевого хозяйства, отмена предупреждений об ограничении скорости движения, снятие ограничений по энергоснабжению, проведение тяговых расчетов для определения возможности реализации локомотивами установленных скоростей на расчетных подъемах.

Вывод, который был сделан в ходе заседания: только повышение установленной скорости грузовых поездов без мероприятий по повышению технической, участковой и маршрутной скорости, скорости доставки грузов малоэффективно и экономически нецелесообразно. Необходим комплексный подход, важнейшими аспектами которого являются экономическая эффективность и клиентоориентированность компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.12.2016