11-01-18 / 2018
Новости отрасли
Скорость начнется с Урала

Высокоскоростную железную дорогу Москва - Пекин могут начать строить не от Москвы, а с участка Eкатеринбург - Челябинск

Первую в России высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ) от Москвы до Казани анонсировал президент Путин на Петербургском экономическом форуме в 2013 г. Прошлой осенью РЖД не удалось договориться с правительством о бюджетных инвестициях в строительство ВСМ, и появилось решение строить дорогу Москва - Казань частями, а начать с участка до Владимира.

Но "Уральская скоростная магистраль", хозяйственное партнерство, в котором участвуют группа ЧТПЗ, инвестиционная группа "РВМ капитал" и другие инвесторы, вместе с властями Челябинской и Свердловской областей подали в правительство заявку - частную концессионную инициативу. Они предлагают первым построить участок ВСМ от Eкатеринбурга до Челябинска.

В декабре 2017 г. этот участок включен в транспортную стратегию России до 2030 г. Это часть программы развития РЖД и часть ВСМ Москва - Пекин, говорит представитель РЖД: компания содействует проекту, идет работа над технико-экономическим обоснованием, организационно-правовой формой и финансированием.

Этот проект должен был стать продолжением ВСМ Москва - Казань, но пока конкурирует с ней, рассказывает региональный чиновник: обкатать технологии высокоскоростных магистралей нужно на пилотном участке, правительству придется выбирать.

Заявка на ВСМ Москва - Казань в правительство пока не поступила, а участок до Владимира, о котором шла речь осенью, выходит дороже участка Eкатеринбург - Челябинск. Первый обойдется в 459,5 млрд руб., говорил осенью человек, близкий к РЖД, а ВСМ Eкатеринбург - Челябинск оценена в заявке в 360 млрд руб. Половину инвесторы заплатят сами и возьмут в кредит, другую хотят получить как капитальный грант из бюджета, знают два участника совещаний по проекту, человек, близкий к проектной компании, и региональный чиновник. Правительство обсуждает разные варианты, в том числе и капитальный грант, знают два участника обсуждений.

Список участников партнерства не окончательный, идут переговоры, говорит представитель ЧТПЗ. В проект готовы инвестировать крупные отечественные промышленные холдинги, знает представитель "РВМ капитала".

От Eкатеринбурга до Челябинска 220 км, по ВСМ - 1 час 10 минут, сейчас на это уходит 3,5 часа, автобусом - 5 часов.

В ЧТПЗ и "РВМ капитале" размер инвестиций не комментируют.

Правительство прорабатывает предложение, затем оно будет направлено федеральным органам исполнительной власти, сообщил представитель вице-премьера Аркадия Дворковича. Вопрос находится в стадии проработки, сказал представитель Минэкономразвития.

Минтранс поддерживает строительство ВСМ, в том числе на участке Eкатеринбург - Челябинск. Ветка позволит фактически объединить два города, это важно в первую очередь жителям региона. Но пока Минтранс официально не получал проект концессионного предложения.

Дорога объединит Челябинск и Eкатеринбург в единую конурбацию, позволит создать третью столицу России, сформировать единый рынок труда, говорит замгубернатора Челябинской области Руслан Гаттаров. Идея интересная, неформально обсуждается уже больше года, сказал федеральный чиновник.

Инфраструктура, позволяющая за 1-2 часа переместиться между крупными городами, поможет создать новые большие центры притяжения, которые наряду с Москвой и Санкт-Петербургом будут концентрировать в себе финансовые, инвестиционные, человеческие ресурсы, тот самый человеческий капитал, который и приводит в итоге к росту высокопроизводительной экономики, объясняет чиновник, а это, в свою очередь, приведет и к росту зарплат, и к увеличению налогов. В этом суть и инфраструктурной ипотеки - государство берет на себя основные риски и расходы на строительство инфраструктуры, так как она никогда не будет достаточно привлекательной для частных инвесторов, и получает эффект в виде увеличения валового регионального продукта (ВРП) и, соответственно, бюджетных доходов, заключает чиновник.

Строительство железной дороги не самоцель, дорога - часть заявки Eкатеринбурга на участие в "Экспо-2025", но, объединив два города, ВСМ потом будет работать на развитие всего региона, сообщил "Ведомостям" замгубернатора Свердловской области Александр Высокинский.

В ценах IV квартала 2016 г. прирост ВРП от проекта уральской ВСМ превысит 1370 млрд руб., дополнительные доходы бюджета составят 282 млрд руб., говорит представитель Минэкономразвития Челябинской области, в эксплуатацию дорогу предполагается ввести к 2025 г. Дорога позволит перевозить более 4 млн пассажиров в год на десятый год эксплуатации. Цена проезда будет сопоставима с ценой билета на автобус, говорит Высокинский.

Eкатеринбург и Челябинск - два крупных промышленных центра России, регионы со значительными доходами, строительство такой дороги можно только приветствовать, говорит Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики.

Дорога Eкатеринбург - Челябинск в долгосрочной перспективе даст 6-7-кратный рост ВРП, говорит президент партнерства "Новый экономический рост" Михаил Дмитриев.

С точки зрения экономики участок Eкатеринбург - Челябинск для начала строительства ВСМ Москва - Пекин - решение лучшее, чем участок Москва - Казань, который осенью оценивался в 1,3 трлн руб., говорит директор Fitch Ratings Владимир Редькин: дешевле, быстрее принесет эффект - и он будет более очевидным. С Казанью у Москвы и так хорошее сообщение, продолжает Редькин, а проблема Челябинска в том, что он отходит от Транссиба, поэтому Челябинску дорога еще выгоднее и потребность в ней острее, чем у Eкатеринбурга.

На 10-15% дорога может окупиться за счет перевозок, остальное - за счет прироста будущих налогов, речь идет о схеме "долг под прирост налогов", хотя без федеральных денег проект, скорее всего, обойтись не сможет, говорит Дмитриев. Инвесторам интересны проекты с понятными источниками возврата инвестиций как за счет конечных пользователей, так и за счет государства (плата концедента), если будет понятна схема возврата, будет интерес, говорит партнер EY Алина Заборовская.

В России на железнодорожный транспорт падает львиная доля перевозок - 70-80%, указывает Чернявский, но плотность железнодорожной сети чрезвычайно низкая. В России есть много мест, продолжает он, где сравнительно небольшие участки, связывающие крупные центры, могли бы не только снизить стоимость перевозки, но и способствовать росту экономической активности. Российская экономика топчется на месте, даже небольшой рост - уже неплохо, но вот план увеличить ВРП в 6-7 раз требует уточнений, заключает Чернявский.-

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости11.01.2018