06-07-11 / 2011
Новости отрасли
Скоро на угольном рынке может появиться новая структура, включающая как добывающие, так и транспортные активы

Компания Gunvor, подконтрольная бизнесмену Геннадию Тимченко, проявляет заметный интерес к крупным угольным активам. Участники рынка активно обсуждают покупку ООО "Колмар" и вероятность приобретения холдингом компании "ХК "СДС-Уголь", которая может стать основой для развития совершенно нового сегмента бизнеса.

В апреле 2011-го Gunvor купил ООО "Колмар", владеющее угольными активами в Якутии с общими запасами 400 млн тонн коксующегося угля. Чуть ранее трейдер приобрел пакет акций (74%) в южноафриканском производителе антрацитового угля Leeuw Mining and Exploration, который стал первой "угольной" покупкой компании.

Однако участники рынка пристально следят за развитием ситуации вокруг другой компании - "ХК "СДС-Уголь" в Кемерове. Компания активно развивает экспортные поставки, вывезя в прошлом году около 60% добытого угля. География весьма обширна: Словакия, Болгария, Турция, Казахстан, Италия, Польша, Китай. Кроме того, компании принадлежит железнодорожный оператор "Новотранс".

Слухи о том, что структура господина Тимченко интересуется покупкой данного актива, возникали неоднократно. На прошлой неделе появилась информация, что сделка может быть закрыта в течение 2-3 месяцев.

Впрочем, пресс-секретарь Gunvor Антон Куревин заявил, что никаких договоренностей не было. "Ни целый холдинг, ни какие-то отдельные подразделения мы не приобретали", - подчеркнул представитель нефтяного трейдера.

Тем не менее эксперты уверены, что заинтересованность в этом активе у господина Тимченко есть.

"Для начала стоит вспомнить об интересе Gunvor к 75% ОАО "Первая грузовая компания" и крупнейшего в России порта по перевалке угля - Мурманского морского торгового порта. Это важный момент, который во многом объясняет и проясняет вопрос с покупкой ОАО "ХК "СДС-Уголь" и ООО "Колмар". Если все эти сделки состоятся, предприятия смогут начать беспрепятственную синхронизированную работу, снизив, таким образом, издержки при транспортировке сырья и цену", - говорит аналитик LoginFX Алексей Жуков.

Сергей Воскресенский из "Инжиниринговой компании "2К" в свою очередь добавляет, что Gunvor вполне способен выстроить эффективную логистическую цепочку, которая будет использовать как железнодорожный, так и морской транспорт. При этом не исключено, что трейдер будет самостоятельно управлять ключевыми транспортными активами, что повысит рентабельность всего бизнеса компании в целом.

Что же касается изменения логистики угля, то, по мнению Алексея Жукова, она будет строиться следующим образом: уголь, добытый в Якутии, в ООО "Колмар", пойдет на Восток (в Японию, Индию, Китай) морем, а от кемеровского ОАО "ХК "СДС-Уголь" - в Европу, при посредничестве Мурманского морского порта.

"Поставки через Мурманский порт весьма перспективны ввиду постепенного отказа Германии от использования АЭС. Не исключено, что в будущем Gunvor выведет "СДС-Уголь" на немецкий рынок именно через него", - соглашается господин Воскресенский.

Однако, по его мнению, наиболее оптимальный вариант транспортировки - железнодорожный транспорт. "Учитывая перспективы более тесного сотрудничества с ПГК, за счет сделки с Gunvor, "СДС-Уголь" сможет оптимизировать свои расходы на логистику", - отмечает эксперт.

Аналитик Финансовой группы БКС Максим Лобада считает, что логистическая инфраструктура компании будет выстраиваться в зависимости и от внутренних российских потребностей, и от того, какому сегменту угледобычи отдаст предпочтение Gunvor - добыче коксующегося или энергетического угля.

"Энергетический уголь в основном идет на электростанции, которые широко разбросаны по России, и логистическая цепочка будет построена от добычи и обогащения к потребителям. Если же речь пойдет о коксующемся угле, то основные потребители - металлурги. Крупнейших заводов не так много, и основные площадки (неинтегрированные металлурги, необеспеченные собственным коксом) известны. В качестве примера можно привести Новолипецкий металлургический комбинат. Коксовый актив НЛМК "Алтайкокс" в основном потребляет уголь из Кузбасского угольного бассейна и производит около 10% всего российского кокса. Соответственно, они и будут являться конечной точкой сбыта кокса и концентратов коксующихся углей", - рассуждает аналитик. В любом случае, по прогнозам господина Лобады, говорить о каких-либо кардинальных изменениях как в основных маршрутах, так и в способах транспортировки угля не приходится. Основные маршруты вполне способны пропускать необходимые объемы грузов даже при выходе угольных активов на полную мощность - главный вопрос будет в договоренностях с РЖД касательно долгосрочных контрактов на перевозки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.07.11Уголь с цепью