11-02-15 / 2015
Новости отрасли
Сконцентрируются на главном

Правительство для поддержки экономики подготовило антикризисную программу стоимостью 2,332 трлн руб. С одной стороны, она содержит ряд мер, которые облегчат ситуацию в сфере пригородных перевозок. Но с другой – придется искать больше средств на реализацию инвестиционных проектов.

Антикризисная программа правительства позволит решить часть проблем ОАО «РЖД». Как пояснил министр финансов Антон Силуанов, главная цель программы – это социальная стабильность и выполнение всех социальных гарантий. Один триллион рублей из этой суммы уйдет на докапитализацию банковской системы, а из оставшихся 1,332 трлн большая часть – на индексацию пенсий, пособий, на поддержку медицины, малоимущих граждан и другие мероприятия. На экономику это косвенно повлияет тем, что поддержит платежеспособный спрос населения и социальную сферу.

На ОАО «РЖД» прямо отразится тотальное 10-процентное сокращение всех инвестиционных бюджетных расходов по экономическим статьям.

«В конце прошлого года правительство приняло решение выделить 20 млрд руб. на проектирование ВСМ Москва – Казань, и это сокращение означает, что нам дополнительно придется изыскивать 2 млрд руб. на эти цели», – говорит президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Также правительство планирует пересмотреть инвестиции в долгосрочные проекты из Фонда национального благосостояния.

«Мы предлагаем сконцентрировать наши инвестиционные расходы, пересмотреть их исходя из следующих принципов, – сообщил Антон Силуанов. – Все стройки, которые подлежат вводу в текущем году, обеспечить финансированием в полном объеме, все те переходящие стройки, которые имеют завершение в последующие годы, в точечном порядке рассмотреть исходя из 50% финансирования того объема, который предусмотрен на текущий год. Все новые стройки пока отложить». При этом министр финансов полагает, что в тех проектах, где есть частные инвесторы, они возьмут на себя недостающее финансирование.

ОАО «РЖД» реализует проект модернизации Восточного полигона и должно получить из ФНБ 150 млрд руб. на льготных условиях. К этому проекту «подвязаны» еще два других, которые имеют к нему отношение и также претендуют на получение средств. Это строительство железной дороги Кызыл – Курагино, на которую предполагалось направить 86,9 млрд руб. и которая должна обеспечить Восточный полигон грузовой базой. А также проект Федеральной сетевой компании (ФСК) по строительству энергетической инфраструктуры, чтобы обеспечить возросшие перевозки тягой. Он был предварительно одобрен, и на него предполагалось направить из ФНБ 56 млрд руб. Пока только Восточный полигон вошел в шорт-лист из трех проектов, по которым финансирование будет осуществляться в первоочередном порядке. По двум другим такой ясности пока нет.

«Текущая ситуация подталкивает нас к тому, чтобы мы еще раз пересмотрели все проекты на предмет того, какие из них готовы, а какие еще нет, где уже вложились частные инвесторы, а где нет, – заявил «Гудку» заместитель министра экономического развития Николай Подгузов. – Однако БАМ, Транссиб и Кызыл – Курагино даже в таких условиях должны рассматриваться как антикризисные мероприятия, потому что имеют большой социальный эффект».

Пока вопрос по Кызыл – Курагино, что позволит добывать на Элегестском месторождении порядка 15 млн тонн угля, не решен, однако Николай Подгузов указывает, что из-за роста рублевых цен на экспорт угля проект по экономике становится гораздо интереснее.

Также Антон Силуанов указал на то, что предполагается снизить НДС на авиационные и пригородные железнодорожные перевозки с 18% до 10%. Однако после того, как президент Владимир Путин на прошлой неделе потребовал вернуть отмененные маршруты, вице-премьер Аркадий Дворкович представил другие меры по организации перевозок, которые обнуляют НДС. Это даст эффект для пригородных компаний порядка 8,5 млрд руб.

«Это поможет снизить затраты пригородных компаний и увеличить денежный поток для расчета ППК за инфраструктуру с ОАО «РЖД», – подчеркнула руководитель департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Ольга Гнедкова.

В целом будет разработана новая схема финансирования пригородного сообщения исходя из указаний Владимира Путина. И теперь регионы могут рассчитывать на дополнительное финансирование из федерального центра, потому что в рамках антикризисной программы для них предусмотрена значительная помощь. Антон Силуанов указал, что сейчас субъекты Федерации значительно закредитованы, объем долга у них на уровне 2 трлн руб. Причем особенные сложности вызывает коммерческая закредитованность, по которой приходится платить высокие проценты. Это создавало трудности для поиска свободных средств, в том числе и для субсидирования железнодорожных тарифов на пригородные перевозки. Правительство выделяет 160 млрд руб. на рефинансирование коммерческой задолженности, что составляет половину всего долга перед коммерческими банками. В результате у регионов должны освободиться деньги, направляемые ранее на выплату процентов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.02.2015