13-11-14 / 2014
Новости отрасли
Сколько стоит критерий новизны

Следом за объединением вагоностроителей свои критерии оценки инновационности продукции предлагают производители тягового, моторвагонного и скоростного подвижного состава.

Уход от чисто интуитивного понимания новизны производимой продукции давно назрел. Хотя до сих пор определение «инновационный продукт» носит характер рекламы, в нашей стране начинает складываться система государственной поддержки производителей и собственников техники нового поколения. Первый шаг к разработке стандартов инновационности, открывающих доступ к стимулирующим преференциям, сделали производители грузовых вагонов. Они добились официального признания критериями новизны ряда технических характеристик, которые в первую очередь влияют на потребительские свойства вагонов. Среди них – увеличенная нагрузка на ось и значительные межремонтные пробеги.

Необходимость определить, что такое инновационный продукт, очевидна и для производителей тягового подвижного состава. Как и в случае с грузовыми вагонами, инициатива исходит от Объединения производителей железнодорожной техники. На совместном заседании двух комитетов НП «ОПЖТ» с участием представителей РЖД, отечественных и зарубежных производителей железнодорожной техники и ее компонентов, ученых и конструкторов как раз и обсуждался этот вопрос.

Как заметил главный конструктор ОАО «ВНИКТИ» Игорь Сазонов, отдельные определения инновационной продукции существуют в ряде нормативных и законодательных документов, например в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», а наиболее последователен в определении критериев приказ Росстата от 2008 года. Согласно ему есть даже определение того, что инновационным не считается: эстетические изменения, форма, цвет, декор, незначительные внешние и технические отличия. Сегодня к инновационным изделиям безоговорочно следует отнести газотурбинные двигатели, локомотивы на альтернативных видах топлива, асинхронные тяговые двигатели, экономичные локомотивы малой мощности, с гибридной силовой установкой.

Предлагаемая система национальных стандартов может использовать критерии новизны, рациональные с точки зрения европейской промышленности, заявил в своем выступлении директор по разработке новых продуктов компании «Альстом» Марк Ван Дамм.

Особую значимость выработке критериев новизны придает непростая экономическая ситуация, заметил вице-президент НП «ОПЖТ» Антон Зубихин. На следующий год прогнозируется существенный спад закупок локомотивов со стороны РЖД. В среднем падение составит 30–35% по предприятиям Группы «Синара» и «Трансмашхолдингу». Поэтому необходима государственная поддержка локомотивостроителей на таком же системном уровне, как это сделано для производителей грузовых вагонов.

Отсюда следует и ключевая задача – перечень критериев инновационности готового продукта должен предоставлять право на получение государственных дотаций не только для производителей, но и для потребителей локомотивов, которым прежде всего являются РЖД, с целью стимулировать спрос. Выходом из положения может также стать возможный переход РЖД на закупку локомотивов в лизинг при субсидировании государством части процентной ставки по лизингу.

Да, ОАО «РЖД» вынуждено будет снижать закупки, потому что падают объемы перевозок и снижаются доходы, пояснил начальник Центра инновационного развития Александр Корчагин, а раз так, то жить надо по средствам и оптимизировать расходы. Для компании одним из главных показателей является доля инновационной продукции в общем объеме закупок. Сейчас она составляет около 9% из 900 млрд руб. ежегодных затрат, и согласно принятым стратегиям и программам развития эта доля будет расти.

Одно из стратегических направлений – обновление парка тягового подвижного состав. Поэтому для холдинга «РЖД» важны система критериев новизны и включение ее в действующие механизмы получения экономических льгот. Для этого выбранные критерии необходимо вписать в реестры Минтранса и Минэкономразвития.

Производителю инновационной продукции достаточно будет подтвердить соответствие этим реестрам, и тогда на его продукцию будут распространяться преференции как уже существующие, так и те, которые только предполагается ввести, чтобы стимулировать переход к инновационной экономике. Новизну должны подтверждать наличие патентов, ноу-хау, технический уровень выпускаемой продукции должен соответствовать мировому либо превосходить его. Реестры позволят определить новые потребительские свойства локомотивов, которые заинтересуют РЖД и побудять компанию их приобретать. При этом перечень их необходимо составить и утвердить для каждого вида локомотива.

Эти предложения считать главными потребительскими свойствами локомотивного парка: его энергоэффективность, нагрузку на ось, увеличенные межремонтные пробеги, стоимость жизненного цикла и сроки самоокупаемости решено положить в основу системы критериев новизны, которая будет доработана с учетом мнений и пожеланий специалистов. А затем она уже в качестве официального документа от имени НП «ОПЖТ» будет направлена на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.11.2014