21-08-14 / 2014
Новости отрасли
Скидкой сыт не будешь

Правительство РФ ищет возможности насыщения отечественного рынка рыбой и морепродуктами с Дальнего Востока и Крайнего Севера для замещения попавшей под запрет европейской продукции. Одной из причин его недоступности для дальневосточных рыбопромышленников называют высокие железнодорожные тарифы, которые предложено снизить. В то же время участники рынка считают, что даже тарифные преференции в настоящее время не способны сдержать рост цен на рыбу, которые мало зависят от стоимости перевозки.

Обсуждение тарифных преференций для перевозки рыбопродуктов стало актуальным после подписания президентом РФ Владимиром Путиным указа "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", согласно которому вводится запрет на импорт продовольствия из стран, объявившим режим санкций против России, сроком на один год. Под запрет попала свежая и мороженая рыба из США, стран Евросоюза и Норвегии. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, у правительства имеются возможности предоставления тарифных скидок на перевозки рыбы из регионов промысла в центральную часть страны как по железной дороге, так и по Северному морскому пути.

Заинтересовать рыбодобывающие предприятия поставлять продукцию на внутренний рынок, по мнению главы Росрыболовства Ильи Шестакова, необходимо экономическими мерами, главная из которых - улучшение логистики рыбной промышленности при помощи предоставления государственных субсидий и создания транспортных коридоров для рыбопродуктов с Дальнего Востока.

Руководителя ведомства поддержали участники Общественного совета при Росрыболовстве, которые на своем заседании 18 августа обсудили возможности импортозамещения рыбной продукции на внутреннем рынке РФ и проблемы оптимизации работы отрасли. "Если правительство поддержит отрасль дотированием перевозок, то рыбаки обеспечат продукцией всю страну", - заявил председатель Общественного совета Александр Родин. Недостающие объемы рыбы, по его мнению, можно восполнить с помощью торговых партнеров, в числе которых Фарерские острова, Перу и другие латиноамериканские страны.

Рыбаки Дальнего Востока скидки на железнодорожные тарифы приветствуют, но там достаточно громко раздаются голоса, что только с помощью скидок проблемы рыбной отрасли не решить. Например, такого мнения придерживается президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Георгий Мартынов.

"Сегодня основная проблема для доставки нашей продукции конечному потребителю - это стареющий транспортный парк, - заявил президент АРПП. - Речь идет и об изотермическом подвижном составе, и о рефконтейнерах, и о транспортно-рефрижераторном флоте. Если в ближайшее время не обратить внимание на ввод в эксплуатацию новых транспортных средств, возить рыбу будет не на чем". Кроме того, изотермический подвижной состав сегодня принадлежит частным компаниям, и они самостоятельно устанавливают цены на свои услуги.

Другой причиной, сдерживающей продажи рыбы на внутренний рынок, Г. Мартынов назвал проблемы внутреннего оформления продукции в портах.

"Рыбные порты работают круглосуточного 364 дня в году. А Россельзохнадзор - только с 9 до 18, - утверждает он. - Стало очень много разрешительной документации, которой нет при продажах за рубежом. Административные барьеры серьезно усложняют рост отгрузок рыбы на внутренний рынок".

Наконец, у возможного роста цен на рыбу есть объективная причина, с которой столкнулись рыбаки. В лососевую путину 2014 года объемы выловленной рыбы оказались меньше, чем планировали рыбозаготовители. По словам Г. Мартынова, такого плохого улова не было уже более 20 лет.

На плохой улов жалуется и генеральный директор ООО "Торговый дом Дальморепродукта" Тамара Пекут, которая заявляет, что по этой причине даже скидки не помогут добиться снижения цены на красную рыбу.

"Чтобы продать рыбу, нужно ее добыть. Но в этом году горбуша, кета и нерка стали дорожать еще до введения режима санкций и запрета импорта. Причина - серьезное отставание добычи от планов рыбаков, - сообщила Т. Пекут. - Путина на Камчатке закончилась, осталась неделя на Сахалине. Если останемся и там без улова, то рыбы не будет. Другим фактором, влияющим на повышение отпускных цен на рыбу, станет необходимость возврата банковских кредитов, которые рыболовецкие предприятия традиционно берут на период путины".

В качестве задач одинаковой важности для рыбной отрасли региона Т. Пекут называет снижение транспортных издержек и государственную поддержку развития инфраструктуры рыболовецких и рыбопромышленных предприятий.

Рыбопромышленники Северного промыслового бассейна менее зависят от тарифной составляющей в формировании внутренней цены на рыбу. Для них более значимыми факторами являются вовлеченность отечественной рыбодобычи в международный рынок и сложности, связанные с логистикой перевалки улова в рыбных портах РФ. Например, генеральный директор ЗАО "НПП "Вега" Александр Плетешков считает, что Россия отстает от других северных стран по уровню развития соответствующей портовой инфраструктуры.

"Даже при благоприятной конъюнктуре внутреннего рынка в нашей стране слабо развита инфраструктура рыбных портов, - говорит А. Плетешков. - Почему рыбаки продают улов в Норвегии? В том числе и потому, что в единственном незамерзающем Мурманском рыбном порту всего лишь несколько причалов с устаревшим крановым хозяйством, а по побережью Норвегии их более сотни".

По мнению А. Плетешкова, природные факторы и удобство пользования инфраструктурой оказывают большее влияние на ценообразование на внутреннем рынке, чем уровень железнодорожных тарифов.

А генеральный директор мурманского ООО "Биос-Шельф" Андрей Лосев отметил отсутствие в Мурманске предприятий по производству рыбных консервов из добываемых здесь пелагических пород рыбы (скумбрии, ставриды, сельди). Рыбную продукцию, добытую в Баренцевом и Северном морях, приходится доставлять в центр России или Калининград.

Железнодорожники комментируют возможные инициативы правительства еще более сдержанно. По заявлению директора по маркетингу и развитию ОАО "Рефсервис" Олега Богомолова, никто против скидок возражать не будет, но введение тарифных преференций не сможет увеличить объем перевозок рыбной продукции с Дальнего Востока в европейскую часть РФ железнодорожным транспортом.

"Рынок свежей норвежской семги не заменяется мороженой дальневосточной горбушей, - утверждает О. Богомолов. - Поэтому мы не ожидаем значительного увеличения перевозок рыбы с Дальнего Востока, а прогнозируем дальнейшее сохранение объемов железнодорожных перевозок рыбы на уровне около 600 тыс. т в год".

Цена на рыбу формируется не на транспорте, а у трейдеров и в торговых сетях, считает топ-менеджер "Рефсервиса". "Транспортная составляющая при перевозке рыбы в изотермическом подвижном составе невелика, примерно 5-6% от конечной цены продукта в магазине, - отмечает он. - В первой половине года она составляет 4-5 руб. со стоимости килограмма рыбы, во время путины доходит до 8 руб/кг. Реальная цена перевозки даже ниже ставок Прейскуранта № 10-01, согласно которому доставка с Дальнего Востока до Москвы будет стоить грузовладельцу 16-17 руб/кг".

Если рыбаки говорили об изношенности судов рыботранспортного флота, то заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (ОЖдПС) Денис Семенкин обращает внимание на неразвитость железнодорожной и промышленной инфраструктуры рыбной отрасли.

"Сказать, что перевозки рыбы увеличатся благодаря тарифному коридору, нельзя, потому что есть ряд узких мест, которые давно накопились на Дальневосточной железной дороге в части перевалки рыбных грузов с моря в вагоны, - уверен Д. Семенкин. - Занимаются этим сегодня официально две станции - Мыс Чуркин и Гайдамак. Пропускные мощности данных терминалов не рассчитаны на большие объемы рыбы. Во Владивостокском рыбном порту, где находится станция Мыс Чуркин, активно развивается перевалка угля, ферросплавов, контейнеров, то есть недружественных для рыбы грузов. В порту Ванино акцент сделан также на перевалку угля. Находкинский рыбный порт сегодня не приспособлен для отправок рыбы. Скоро мы будем вынуждены отправлять рыбу из Китая в рефконтейнерах вместо портов".

Главным врагом низких цен на рыбу Д. Семенкин считает торговые сети, которые благодаря наличию холодильных складов диктуют трейдерам уровень цен. В стране необходимо строить большие холодильники в местах добычи или распределения рыбы, уверен он. "Это позволит развивать сплошную логистику: перевалочные портовые комплексы - рефперевозчики - хладокомбинаты, - говорит Д. Семенкин. - Ритейл сегодня - главное препятствие для воссоздания рыбной промышленности в стране. Он нацелен на краткосрочную перспективу. Холодильники, созданные по типу государственных элеваторов для интервенций зерна, могут помочь регулировать цены на рыбу".

Получается, что западные санкции и отечественная реакция на них обнажили долголетние проблемы рыбной отрасли, которые необходимо решать комплексно, не акцентируя внимания только на одном аспекте, лежащем на поверхности. Предоставить скидки в рамках тарифного коридора можно в течение одного дня. А потом долго ждать и не дожидаться желаемых результатов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру21.08.2014