27-02-25 / 2025
Новости отрасли
Скидки и рост экспорта зерна стимулируют перевозки по МТК «Север-Юг»

Перевозки по международному транспортному коридору (МТК) "Север-Юг" продолжают расти, чему способствуют гибкие тарифные условия и расширение транзита стратегических грузов. В 2024 году железнодорожным транспортом через Азербайджан перевезено 1,5 млн тонн грузов, что на 9,6% больше, чем годом ранее. Об этом сообщает Госкомстат Азербайджана.

Восточная ветка коридора получает дополнительный стимул благодаря предоставленным скидкам на перевозку, которые будут действовать на протяжении всего 2025 года.

Азербайджан: растущий транзит и роль хаба

По данным Госкомстата Азербайджана, в январе в среднем ежедневно загружалось 436 вагонов, разгружалось 421 вагон. Погрузочно-разгрузочные работы распределились следующим образом:

• Северное направление – 19,3 тыс. тонн

• Западное направление – 3,2 тыс. тонн

• Южное направление – 0,7 тыс. тонн

Общий объем перевозок по транспортным коридорам, проходящим через Азербайджан, составил более 33 млн тонн (+1,4% к 2023 году). Из них 56,6% или 19 млн тонн приходится на транзитные грузы:

• 9,8 млн тонн перевезено по МТК "Север-Юг"

• 16,9 млн тонн – по МТК "Запад-Восток"

• 8,3 млн тонн – по коридору Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА)

• 5,9 млн тонн – по направлению север-запад

• 394 тыс. тонн – по направлению юг-запад

Наибольший объем грузов был перевезен железнодорожным транспортом (15 млн тонн, 46%), далее следуют автомобильный (10 млн тонн, 30%) и морской (8 млн тонн, 23,7%).

Важную роль в грузопотоке играет транспортировка нефти. В 2024 году из порта Актау в Азербайджан для закачки в систему Баку-Тбилиси-Джейхан направлено 1,5 млн тонн казахстанской нефти (в 2023 году – около 1 млн тонн).

Кроме того, власти Казахстана рассматривают маршрут через Каспийское море и Азербайджан как альтернативный путь для экспорта зерна. Это может стать дополнительным стимулом для роста транзита через Азербайджан.

"Азербайджан уже превращается в хаб. В стране созданы все необходимые условия для обеспечения трансмодальных международных перевозок", – отметил Эмин Гарибли, доктор философии по экономике и директор отдела дополнительного образования Азербайджанского экономического университета.

Россия: скидки на восточной ветке МТК "Север-Юг"

Для привлечения грузов на восточную ветку МТК "Север-Юг", которая проходит через Россию, Казахстан, Туркменистан и Иран, российские власти намерены установить "благоприятные" тарифы. Этот вопрос обсуждается с партнерами из Казахстана, Туркменистана и Ирана.

Восточная ветка играет ключевую роль для железнодорожных перевозок, поскольку центральная ветка пересекает Каспийское море, что требует перевалки грузов. Западная ветка сталкивается с нехваткой ж/д участка Решт-Астара, соединяющего Иран и Азербайджан.

По словам Александра Шарова, генерального директора ГК "РусИранЭкспо", на маршруте стабильно работают более 20 российских транспортных компаний.

Доставка фанеры из Сыктывкара в Астару (40-футовый контейнер) – 3,8 тыс. рублей (со скидкой). Стоимость вагона зависит от модели и колеи – в среднем 450 тыс. рублей. Внутри железнодорожной сети Ирана тариф – $16 за тонну для минеральных удобрений, $24 за тонну для остальных грузов (возможен торг). Российская "РЖД-Логистика" начала работу на МТК "Север-Юг" в июле 2022 года и активно снижает тарифы. По данным компании, с августа 2023 года себестоимость перевозки по восточному маршруту была снижена на 50%.

"Если сегодня уже есть сквозная нитка графика от Москвы до Серахса, то в ближайшее время иранские коллеги соединят ее со своим графиком, и путь от Москвы до порта Бендер-Аббаса займет около 10 суток", – сообщили в пресс-службе "РЖД-Логистики".

Рост объемов перевозок по МТК "Север-Юг"

На данный момент российский перевозчик отправляет контейнерные поезда в Иран, Индию и страны Персидского залива. С октября 2022 года – 1 поезд в месяц. С апреля 2023 года – 2 поезда в месяц. С декабря 2023 года – 4 поезда в месяц.

Поезда отправляются из Московского и Северо-Западного регионов, с Урала и Западной Сибири. В апреле 2023 года состоялся первый рейс из Челябинска.

Сейчас поезда "РЖД" также следуют из иранской станции Серахс. За 9 дней они преодолевают 4,5 тыс. км и прибывают на подмосковную станцию Селятино.

Время в пути:

Селятино – Бендер-Аббас – 12 дней

Челябинск – Бендер-Аббас – 9 дней

В последние три года "РЖД" сохраняет 20%-ю скидку на контейнерные перевозки через Казахстан и пограничный переход Болашак/Серхетяка (Казахстан-Туркменистан). Льготы по маршруту также предоставляют Казахстанские, Туркменские и Иранские железные дороги.

Рост перевозок по МТК "Север-Юг" обеспечивается за счет гибкого тарифного регулирования, субсидий и расширения номенклатуры грузов. Азербайджан укрепляет позиции логистического хаба, а восточная ветка маршрута получает новые стимулы благодаря скидкам и ускорению доставки грузов.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

27.02.2025