10-09-12 / 2012
Новости отрасли
Ситуация в отношении перевозок угля на сети РЖД выглядит неоднозначной - гендиректор НТК Александр Печурин

Статистика внушает оптимизм, но динамика конъюнктуры дает основания для мрачных прогнозов

Своим видением обстановки поделился генеральный директор ООО «Независимая транспортная компания» Александр Печурин.

– Александр Анатольевич, уже третий год наблюдается стабильный рост объема погрузки угля. В 2010-м он составил 3,9%, в 2011-м, как и в I полугодии 2012 года, – 3,5%. Насколько уверенным будет он в дальнейшем? Не следует ли уже сейчас участникам рынка скорректировать свои стратегии?

– Мы рассчитываем, что тенденция роста добычи угля, а следовательно, и объема перевозок сохранится. В 2011 году объем угольных перевозок НТК увеличился более чем в 1,5 раза в сравнении с 2010-м и достиг 20,7 млн т, что составляет 6,7% погрузки на сети РЖД. В январе – июне 2012 года данный показатель также вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил более 10 млн т (против 7,9 млн т в 2011 г.). Не отрицая возрастающей волатильности рынков, все-таки хотелось бы обратить внимание на то, что спрос на уголь жестко привязан к потребностям реального сектора и энергетики, поэтому если и предполагать какое-то снижение потребления данного сырья, то, безусловно, оно не будет иметь обвального характера, а возможность небольшой коррекции предусматривает любая грамотная стратегия развития. Не думаю, что появились существенные основания для каких-то панических настроений. Нужно просто работать и последовательно решать возникающие проблемы по мере их возникновения.

– Как Вы оцениваете обеспеченность данного вида перевозок подвижным составом, а также необходимым оборудованием?

– Естественно, что увеличение объема погрузки угля сопровождается растущим спросом на подвижной состав и повышенным расходом вагонных ресурсов, что мы наблюдали осенью прошлого года. Кроме того, операторы столкнулись с инфраструктурными ограничениями, вызванными ростом оборота вагонов и замедлением скорости движения поездов, что не всегда позволяло им полноценно удовлетворять спрос грузоотправителей. Вместе с тем сейчас ситуация стабилизировалась и дефицита подвижного состава для перевозки угля нет.

– В чем Вам видятся основные проблемы при осуществлении таких перевозок?

– При транспортировке угля (в первую очередь из Кузбасса) особенно значимой является необходимость выстраивания четкой технологии перевозок. На мой взгляд, технологический фактор должен быть отнесен к приоритетным сферам угольных перевозок. Прежде всего это организация подачи порожних вагонов на полигон Западно-Сибирской железной дороги. Имеется в виду формирование маршрутов из порожних вагонов, их направление на определенные станции и т. д. В частности, мы заключили соответствующее соглашение с ЗСЖД, определили станции прибытия и формирования маршрутов порожних вагонов, провели другие необходимые организационные мероприятия. Например, на путях Новолипецкого металлургического комбината мы ежесуточно формируем маршрут порожних вагонов и организованно отправляем его на полигон ЗСЖД. Кроме того, непосредственно между углепогрузочными станциями Кузбасса и станцией Заринская, где расположено предприятие холдинга НЛМК – «Алтай-кокс», сформированы и работают до 10 маршрутов из вагонов НТК, обеспечивающих предприятие угольным сырьем.

– Насколько адекватен сложившимся потребностям уровень технической оснащенности погрузочно-разгрузочных мощностей (не ощущается ли дефицит соответствующих ресурсов, насколько они отвечают современным требованиям и т. д.)?

– Мы не испытываем каких-либо серьезных неудобств, связанных с уровнем технической оснащенности погрузочно-разгрузочных мощностей. Вопрос в другом. Нередко нам приходится сталкиваться с отсутствием у грузоотправителей угля соответствующих марок на складах. Это приводит к простою вагонов, образованию пробок на подъездных и станционных путях, увеличению непроизводительной нагрузки на транспортную инфраструктуру. В этой связи грузоотправителям целесообразно принять меры по обеспечению большей прозрачности своих возможностей.

– Существует ли конкуренция между железнодорожными операторами? С другими видами транспорта?

– На сегодняшний день имеющиеся преимущества в перевозках угля позволяют железной дороге избежать серьезной конкуренции. При этом в последнее время значительно вырос ее уровень между железнодорожными операторами.

– Как Вы оцениваете эффективность такой меры, как ограничение количества операторских компаний, допускаемых к непосредственному взаимодействию с грузовладельцами в Кузбассе?

– Это решение позволило выправить ситуацию с вывозом угля из Кузбасса и существенно снизить нагрузку на инфраструктуру.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru07.09.12Уголь должен стать «прозрачнее»?