26-09-23 / 2023
Новости отрасли
Ситуация с крытыми вагонами в 2023 году: «Дефицит нарастает активными темпами»

О непростой ситуации на рынке крытых вагонов на дискуссии "Технологии и качество сервиса" конференции "Операторский бизнес: четверть века на сети РЖД", организованной ИА "РЖД-Партнер", рассказал исполнительный директор "РэйлСпецТранс" Максим Зинченко. По его словам, дефицит подвижного состава в сегменте крытых вагонов в ближайшее время сохранится, но в силах участников перевозочного процесса нивелировать сложности. Общий парк крытых вагонов российских собственников на сети РЖД в среднем составляет 57 тысяч единиц, из них рабочий парк – около 45 тысяч. Остальные либо представляют собой нерабочий парк, либо находятся за пределами России. "Исторически сегмент крытых вагонов был "тихим" – стабильная грузовая база, стабильное количество операторов, стабильный парк традиционно в небольшом профиците, вялая конкурентная ценовая борьба между операторами. Но за последние два года произошли кардинальные изменения и ситуацию можно характеризовать как "высокие ставки в условиях острого дефицита парка", – говорит Максим Зинченко. За I полугодие 2023 года построено 1 984 крытых вагона, из них в управление российских операторов попала лишь половина. При этом за 2022 год в России произошло списание почти 2 тысяч крытых вагонов постройки 1990 года, а в ближайшие три года списанию подлежит еще порядка 10 тысяч единиц. "Дефицит нарастает, а компенсировать выбытие сложно из-за больших цен на вагоны – за первое полугодие они поднялись на 20%, а в сравнении с началом 2022 года – примерно на 55%. При этом окупаемость выходит за рамки 15-летнего горизонта", – говорит Максим Зинченко. При этом физически нарастить темпы строительства новых вагонов невозможно – ограничения заводов-изготовителей не позволяют в полном объеме обеспечить потребности в новом парке. Эти факторы привели к росту ставок что, казалось бы, хорошо для оператора – когда грузоотправители встают в очередь за вагонами. Но давление извне вносит свои коррективы: увеличиваются затраты на содержание и ремонт вагонов, на аренду/лизинг, на порожние тарифы, увеличивается оборота вагона и растут конвенционные ограничения. "Таким образом, фактический рост ставки позволил лишь компенсировать возросшие расходы, но не получить сверхприбыль. И все это на фоне того, что производительность крытого вагона стала ниже", – подчеркивает Максим Зинченко. По прогнозам эксперта, дефицит крытых вагонов на сети усилится в среднесрочной перспективе, сохранятся внешние условия для дальнейшего роста стоимости предоставления вагонов. Компенсировать негативное воздействие внешней среды позволит взаимодействие всех участников перевозочного процесса, а повышение эффективности использования подвижного состава – ключ к расшивке узких мест инфраструктуры

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер27.09.2023