02-02-11 / 2011
Новости отрасли
Система регулирования ж/д тарифов на 2011 год показывает, что регуляторы продолжают движение в заданном направлении

При регулировании тарифов на 2011 год была в очередной раз предпринята попытка убить двух зайцев: с одной стороны, снизить нагрузку на предприятия от роста железнодорожной составляющей в цене выпускаемой ими продукции, а с другой – обеспечить эффективную работу отечественных стальных магистралей.

В 2005–2008 гг. индексация тарифов сопровождалась коррекцией системы коэффициентов. При этих поправках тарифы разделов 2 и 3 Прейскуранта № 10-01 сближались. В 2009–2010 гг. этот процесс продолжился. Унификации более всего подверглись тарифы на перевозки таких грузов, как зерно и зернобобовые культуры, мукомольно-крупяные изделия и комбикорма, железная руда и шлаки, черные металлы и прокат, каучук и резина, сажа, смолы, синтетические волокна, пластмассы, клей, краски и газы (кроме энергетических).

В 2011 году унификация охватила перевозки целлюлозно-бумажной продукции, минеральных удобрений и сырья для их выпуска. А по ряду предыдущих номенклатур процесс вышел на завершающий этап, когда отменяются большинство исключительных коэффициентов в зависимости от условий перевозок. В ФСТ в таком случае считают, что удалось достигнуть компромисса, при котором изменения в расходах на железнодорожные перевозки не привели, грубо говоря, к переделу рынка.

Следующее важное решение, которое сейчас обсуждают ФСТ, РЖД и Минтранс, – это унификация ставок на груженый и порожний пробег. По словам директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Сергея Тугаринова, шаги в этом направлении уже сделаны: к апрелю 2011 года министерство планирует создать правила оборота порожних вагонов и уже сейчас поддерживает унификацию тарифов на возврат порожняка вне зависимости от вида груза. Это, в частности, связано с установкой на ускоренное формирование вагонной биржи.

В 2011 году тарифы на перевозки минеральных удобрений (включая хлористый калий) переведены в раздел 2 Прейскуранта № 10-01 и теперь не зависят от вида сообщения – за исключением дальних маршрутов: для них ввели дополнительный коэффициент 0,357. Второе исключение – для хлористого калия со станций Свердловской железной дороги в направлении восточных погранстанций Гродеково, Забайкальск и Наушки: для этого груза установили понижающий коэффициент 0,836. Величина данного коэффициента – результат многочисленных дебатов с представителями производителей калийных удобрений. Они жаловались в Минэкономразвития на то, что унификация обернется существенным ростом расходов по ряду экспортных направлений, в первую очередь на Китай. Этого, например, опасались в ОАО «Сильвинит». Однако, как видите, понижающий коэффициент сохранили. В суммарном итоге, как сообщила представитель ОАО «СИБУР-Минудобрения» Алена Силина, коэффициенты для дальних маршрутов, установленные на 2011 год, производителей устраивают.

При транспортировке продукции целлюлозно-бумажной промышленности на 2011 год установлен коэффициент 0,91 независимо от направления и расстояния. При этом на перевозки свыше 1,2 тыс. км введен коэффициент 0,83. Это позволит снизить рост тарифной нагрузки при унификации тарифов при перевозках на средние и дальние расстояния, что имеет значение прежде всего для экспорта продукции через пограничные передаточные станции РФ.

Поблажки объясняются стремлением правительства России смягчить то давление, которое испытывает отрасль со стороны иностранных производителей. Государство с 2009 года пытается различными мерами увеличить в структуре российского экспорта долю пиломатериалов, бумаги и картона. Для этого в 2010–2011 гг., по словам первого вице-премьера Виктора Зубкова, должны совершенствоваться механизмы государственной поддержки отрасли, которой срочно требуется модернизация. Поэтому в правительстве не могли упустить из виду транспортную составляющую.

«Металлический» сектор, как объявили в ФСТ, плотнее всего подошел к завершающей стадии унификации. Однако полностью удержаться от политических решений в РФ не смогли. Для смягчения удара в 2011 году введены исключительные коэффициенты на перевозку железорудного сырья в зависимости от расстояния: 1,15 – свыше 180 км и дополнительно за расстояние, превышающее 600 км, – коэффициент 0,68. Металлурги довольно прохладно отнеслись к подобным компенсационным мерам. По поводу новшеств в ММК и НЛМК заявили, что в проигрыше окажутся те комбинаты, у которых перевозки руды осуществляются на короткие расстояния: у них расходы вырастают на 8–10%. А в выигрыше – те, кому приходится везти руду издалека.

Если говорить о системе исключительных тарифов, то в целом она была в очередной раз ужата. И хотя практика применения целого ряда коэффициентов сохранена, гораздо больше было правил формирования тарифов, которые дополнили и отредактировали.

Итак, система регулирования тарифов на 2011 год показывает, что регуляторы продолжают движение в заданном направлении. Однако анализ решений ФСТ свидетельствует, что процесс продвигается не так быстро, как представлялось еще в начале прошлого года. Тогда ряд экспертов предполагали, что унификация может завершиться в 2012-м. Судя по нынешним решениям, по некоторым видам грузов ликвидировать «разнокалиберность» тарифов предполагается в 2013 году.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru01.02.11Унификация с оттенком исключительности