26-12-23 / 2023
Новости отрасли
Синергетический эффект

На пути экономии времени и усилий

Компания "РЖД" намерена выработать регламенты соглашений для строительства железнодорожной инфраструктуры, которая затрагивает деятельность и интересы других крупных сетевых компаний. Это очень сложная и кропотливая работа, однако она поможет во много раз снизить необходимое время согласования при переносе линейных объектов других компаний, которое еще недавно составляло месяцы и даже годы.

В начале декабря ОАО "РЖД" и ПАО "Транснефть" подписали актуализированное Соглашение о сотрудничестве при строительстве (реконструкции) линейных объектов в случае их пересечения (сближения). В присутствии представителей Минэнерго РФ со стороны ОАО "РЖД" документ завизировал заместитель генерального директора Андрей Макаров, а со стороны "Транснефти" – вице-президент Сергей Шоцкий.

Первое подобное соглашение компании подписали в апреле 2020 года, но с того времени в федеральном законодательстве произошли изменения, а компании, в свою очередь, наработали определенный опыт совместной работы, который также учли при актуализации. "Реализация предлагаемых изменений позволит оптимизировать порядок взаимодействия, учесть законодательные изменения, усовершенствовать процесс взаимодействия в целом, включая детализацию порядка и срока проведения платежей, – отметил Андрей Макаров. – Это обеспечит ритмичность финансирования и минимизирует финансовую нагрузку для наших компаний".

Регламентация совместной работы с различными сетевыми компаниями и органами власти – это важнейшее направление для строительного комплекса ОАО "РЖД", поскольку позволяет не терять лишнего времени на согласование переноса чужих объектов при строительстве железнодорожной инфраструктуры. Особенно это актуально в крупных городах, например в Москве. РЖД уже подписали аналогичное Соглашение о компенсации потерь (СКП) с Группой компаний "Россети" и Соглашение об объединении усилий в ускорении реализации национальных проектов, стратегических инициатив и государственных программ при проектировании и строительстве объектов железнодорожного транспорта с ПАО "Газпром", в котором оговариваются размеры авансов, возмещение налогов на прибыль, процедуры независимой оценки стоимости и другие вопросы.

Предстоит еще подписать соглашения с такими компаниями, как АО "Мосводоканал", АО "Мосгаз", ООО "Газпром межрегионгаз" и рядом других, с которыми ОАО "РЖД" чаще всего контактирует при постройке своей инфраструктуры.

За последние годы благодаря усилиям Минтранса, Минстроя, столичной мэрии и самих компаний удалось создать первичную правовую базу, регулирующую эти вопросы.

"Сейчас степень взаимодействия сетевых компаний позволяет хотя и в ручном режиме, но эти вопросы решать, – отметил директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя РФ Владимир Калинкин. – Наша задача – оптимизировать опыт этой работы, чтобы быстро и оперативно эти вопросы решались не только в Москве и области, но и по всей России".

Наибольший объем по стоимости компенсаций потерь за первое полугодие 2023 года у ОАО "РЖД" приходится на ПАО "Россети", на втором месте идет АО "Мосводоканал", на третьем и четвертом – АО "Мосгаз" и Объединенная энергетическая компания. С другими сетевыми компаниями типовые формы СКП еще прорабатываются. Однако даже решение основных вопросов уже дало эффект – динамика выполнения отдельных этапов переустройства в рамках СКП у профильных дирекций ОАО "РЖД" в 2023 году по сравнению с 2021 годом заметно ускорилась.

Это особенно важно для Московского транспортного узла, поскольку здесь наибольший объем строительных работ, здесь наибольшая плотность инфраструктуры разных компаний и, кроме того, необходимо прокладывать новые железнодорожные линии без остановки движения. Поэтому организация взаимодействия здесь имеет особое значение. Для этого на МЖД создан Московский инженерный центр, где внедрена и реализуется система одного окна. Здесь реализуется полный комплекс подготовки и выдачи документов, от запроса технических условий, процесса проектирования, выдачи разрешений и до сдачи объекта в эксплуатацию, то есть полное сопровождение реализующих проект подрядных компаний.

Всего за три года на Московский транспортный узел было допущено более тысячи сторонних строительных и других организаций, и этот Инженерный центр позволил обеспечить прозрачное и быстрое взаимодействие с ними. Опыт этого центра очень пригодился для разработки законодательства и вообще оказался настолько успешен, что его тиражируют и на другие железные дороги.

Руководство ОАО "РЖД" выработало положения в Правила, по которым ведется взаимодействие подразделений холдинга с другими сетевыми компаниями. Например, не допускать включения в Технические условия (ТУ) переоборудования обязательств, которые не связаны с переустройством инженерных сетей и ведут к увеличению мощности и улучшению технических характеристик. Срок действия ТУ, подлежащих обязательному исполнению, не может быть менее двух лет с даты их выдачи. Также в Правилах определены сроки внесения авансовых платежей и других финансовых параметров в случае, например, задержки в выполнении необходимых работ. Предусмотрена обязательная этапность выполнения, которая изначально закладывается в проект и в план-график, а также приведены конкретные образцы документов, которые нужно оформить при разных обстоятельствах, возникающих при строительстве.

На самом деле технических и финансовых вопросов очень много (кому будет принадлежать вновь созданное имущество, как правильно финансировать строительство чужой инфраструктуры, чтобы получить затем налоговые вычеты, как должно происходить взаимодействие частной и федеральной собственности).

Всего в регламентах прописать невозможно, но определенные вопросы необходимо решить через законодательство, а в целом действовать в рамках тех направлений, которые и прописывают в соглашениях и регламентах. Как раз здесь очень актуальна уже подзабытая проблема бюрократии и то, как ограничить ее влияние.

"Сейчас стоит задача совместно с крупными сетевыми компаниями внести изменения в Налоговый кодекс для упорядочивания работы с федеральными и муниципальными средствами. Соответствующие предложения к Минфину обсуждаются и вскоре будут переданы министерству, – говорит заместитель начальника Департамента капитального строительства ОАО "РЖД" Наталья Ершова. – Сокращение сроков и стоимости – это две основные глобальные цели в решении этих проблем".

Например, ОАО "РЖД" предлагает убрать из Налогового кодекса упоминание государственной или муниципальной собственности при выполнении работ по Соглашению о компенсации потерь, так как это затрудняет финансовые взаиморасчеты. Есть много вопросов об отнесении различных работ, выполняемых по СКП, на расходы, принимаемые к зачетам налоговыми органами, что на практике приводит к удорожанию этих работ для компаний. Часто у владельцев перестроенных объектов возникают дополнительные затраты, связанные с уплатой налога на прибыль организаций со стоимости компенсаций (в денежной или натуральной форме), а у владельцев строящихся объектов – дополнительные расходы, вызванные необходимостью возмещения этих затрат, которые приводят к увеличению сметной стоимости объектов строительства и, как следствие, увеличению итоговой стоимости соответствующего основного средства.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Пульт управления26.12.2023