10-06-17 / 2017
Новости отрасли
Сигнал для инвестора

Эффективность железных дорог не зависит от уровня либерализации или модели управления.

Международная консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) провела третье за пять лет исследование производительности европейских железных дорог. Особый индекс RPI присвоен 25 странам ЕС. Он учитывает интенсивность использования железнодорожной сети, качество обслуживания и уровня безопасности.

По оценке BCG, за пятилетний период, охваченный тремя исследованиями RPI (Railway Performance Index – индекс производительности железных дорог), перевозки в странах существенных изменений не претерпели. При этом безопасность и качество обслуживания (особенно пунктуальность) являются наиболее важными факторами, лежащими в основе изменений в работе системы. Поэтому страны, в которых наблюдается снижение общей производительности, как правило, снижают рейтинг своей безопасности, в то время как повышению производительности обычно сопутствует улучшение качества обслуживания.

Оценка интенсивности подразумевает меру использования железнодорожного транспорта пассажирскими и грузовыми компаниями. Качество обслуживания оценивается по уровню пунктуальности, скорости и доступности железнодорожных перевозок. Безопасность определяется в соответствии с самыми высокими стандартами в этой области.

В BCG признают, что простота индекса приводит к трем методологическим издержкам, снижающим его объективность. Так, пассажирские характеристики преобладают над грузовыми, поскольку достоверная информация о качестве обслуживания грузовых операторов, особенно с точки зрения стоимости и пунктуальности, почти недоступна. Следовательно, RPI для конкретной страны может не отражать высокое качество грузоперевозок. Также крупные страны оцениваются выше из-за того, что измерение качества обслуживания учитывает долю высокоскоростных перевозок, а сети ВСМ чаще встречаются в странах с протяженными железнодорожными сетями. И страны, в которых потребители имеют низкую покупательную способность, оцениваются выше, поскольку средние тарифы не корректировались в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС).

"Тем не менее корректировка по ППС будет лишь незначительно влиять на ранжирование стран, потому что в основном она лишь будет усиливать различия между уровнями", – поясняют в BCG.

Исследование 2017 года подтвердило ключевые результаты двух предшествующих, проведенных в 2012 и 2015 годах: чем активнее страна наращивает инвестиции в собственную железнодорожную сеть, тем больше улучшается ее производительность. При этом исследование выявило лишь слабые корреляции между показателями эффективности и степенью либерализации или выбором модели управления.

"В совокупности эти идеи являются предупреждающим сигналом для регулирующих органов и политиков, стремящихся улучшить работу железнодорожной системы. Для стран со слегка снижающейся производительностью государственные расходы, стабилизированные на текущих уровнях, могут быть недостаточными для поддержания высокой эффективности", – считают в BCG.

Основным источником данных для исследования стала база Международного союза железных дорог. При этом из-за отсутствия необходимой информации Эстония и Греция не были проиндексированы.

Индекс, оцененный по 10-балльной шкале с учетом трех показателей, позволил разделить страны на три группы – с высоким, средним и низким значением соответственно.

Высокий уровень (RPI не менее 6 из 10) показали Швейцария, Дания, Финляндия, Германия, Австрия, Швеция и Франция. Средний уровень (RPI от 4,5 до 6) продемонстрировали Великобритания, Нидерланды, Люксембург, Испания, Чехия, Норвегия, Бельгия и Италия. И низкий уровень (RPI ниже 4,5) представили Литва, Словения, Ирландия, Венгрия, Латвия, Словакия, Польша, Португалия, Румыния и Болгария.

Результаты ИРП 2017 года в целом согласуются с данными предшествующих исследований. Дания, Финляндия, Франция, Германия, Швеция и Швейцария остаются на первом уровне, при этом Дания и Финляндия демонстрируют общее улучшение производительности, в то время как Швеция и Франция потеряли некоторые позиции. Австрия возвратилась в первую группу благодаря улучшению пунктуальности и интенсивности использования. Состав второй и третьей групп остается стабильным.

Среди стран с шириной колеи 1520 мм Финляндия показала лучшие результаты с показателем 6,6, заняв в общем рейтинге третью позицию после Швейцарии (7,2) и Дании (6,8). В BCG отметили, что в стране очень хорошая интенсивность использования сети, в частности благодаря грузовым перевозкам, равно как и показатели качества и безопасности. Литва (3,9) и Латвия (3,4) показали хорошие результаты по интенсивности использования и качеству услуг, но, как и все страны третьей группы, кроме Ирландии, получили низкие оценки в области безопасности.

Повышенная пунктуальность также способствовала улучшению рейтинга качества обслуживания в Финляндии, Нидерландах, Норвегии и Швейцарии.

Динамика изменения индекса с прошлых лет показала, что страны с крупнейшими железнодорожными сетями протяженностью свыше 15 тыс. км (Франция, Германия, Италия, Великобритания и Испания) демонстрируют признаки небольшого снижения производительности. Напротив, страны с наименьшими сетями длиной менее 6 тыс. км (Дания, Финляндия, Норвегия, Швейцария, Нидерланды и Люксембург) увеличили свои рейтинги RPI. Возможно, это объясняется сложностью содержания и эксплуатации крупнейших сетей.

Исследование 2017 года согласуется с исследованием 2015-го: прозрачная структура субсидий, в которой государственные средства предоставляются непосредственно оператору инфраструктуры, а не распределяются между несколькими операторами подвижного состава, коррелирует с большей эффективностью железнодорожной сети.

Страны, которые недавно увеличили свои общественные расходы, были вознаграждены самыми высокими улучшениями (в особенности Финляндия). В тот же период застойные уровни общественных расходов во Франции и Великобритании и снижение уровня в Италии и Швеции совпали с зарождающейся тенденцией снижения производительности.

"Наши результаты показывают, что инвестиции для повышения безопасности и качества обслуживания должны быть первоочередной задачей. Если страны, наблюдающие начало нисходящей тенденции, удержат общественные расходы на текущих уровнях, они, возможно, не смогут обеспечить текущие высокие показатели своей железнодорожной системы", – заключили в BCG.

Комментируя результаты Финляндии, генеральный директор национального оператора VR Group Рольф Янссон отметил, что высокая эффективность позволила снизить стоимость билетов, а в области логистики и инфраструктуры – улучшить конкурентоспособность.

"Исследования показывают, что между инвестиционным уровнем и общей оценкой имеется прочная связь", – подчеркнул он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152010.06.2017