17-05-13 / 2013
Новости отрасли
"Сибуглемет" требует с порта 36 млн рублей за отказ согласования перевалки

ОАО "Сибуглемет" пытается через Арбитражный суд Хабаровского края взыскать с ОАО "Ванинский морской торговый порт" 36,059 млн руб. - неустойку за отказ согласования перевалки угля в январе. Порт с иском не согласен, оспаривая как сумму, так и правомерность претензий вообще. В Ванино настаивают, что уголь "Сибуглемета" поступал в смерзшемся состоянии, и его было технически невозможно перевалить. Заседание будет продолжено 18 июня.

Арбитражный суд Хабаровского края вчера провел заседание по иску новокузнецкого угледобывающего холдинга ОАО "Сибуглемет" к ОАО "Ванинский морской торговый порт". Угольщики обвиняют стивидора в отказе согласования поставок угля на январь 2013 года. "Сибуглемет" требует взыскать с порта неустойку, рассчитанную исходя из стоимости тонны груза в $10. Учитывая планы холдинга по перевалке 125 тыс. т угля в месяц, сумма иска составила 36,059 млн руб.

Трудности с Ванино при согласовании заявок на разгрузку у "Сибуглемета" и ряда других компаний, например лесопромышленного холдинга RFP Group, напомним, начались в январе этого года - после того как госпакет акций стивидора выкупило ОАО "Мечел", затем перепродавшее его трем кипрским офшорам. 31 января "Мечел" также объявил о выкупе своей "дочкой" пакета акций, ранее принадлежавшего миноритарию порта En+ Group. "Сибуглемет", по данным на сайте компании, добывает в год 10,7 млн т угля, на рынки АТР его продукция поставляется через порты Ванино, Восточный и Посьет. "Мечел" за 2012 год добыл 27,7 млн т угля. В начале этого года после смены акционеров в Ванино заявляли, что намерены наращивать перевалку угля (до 5,5 млн т из суммарных 8 млн т), но за счет каких именно грузоотправителей, не уточняли.

В ходе заседания суда представители "Сибуглемета" и ОАО "РЖД" пояснили, что согласование о перевалке грузов происходит по электронной почте путем проставления электронной подписи. Документы с непроставленной электронной подписью считаются несогласованными, что и случилось с заявкой о перевалке угля "Сибуглемета" на январь. Но в порту Ванино с иском не согласны. Его представитель заявил, что отсутствие согласования в данном деле не равнозначно официальному отказу. По его мнению, "Сибуглеметом" не были соблюдены определенные законодательством условия согласования, потому ответчик не имел права ни подтвердить согласование, ни отказать в нем.

В Ванино также настаивают, что порт технически не мог перевалить поступавшие объемы угля. С конца ноября, по мнению представителя порта, уголь "Сибуглемета" поступал в смерзшемся состоянии, что значительно снижало скорость перевалки: с 1 часа 16 минут в октябре до 3 часов 39 минут в декабре. "На момент согласования 20 декабря стало ясно, что накопившиеся за начало зимы вагоны могут быть разгружены только к 30 января 2013 года. Поэтому перевалка в январе осуществлялась по ранее согласованным заявкам", - сказал представитель порта. Он подчеркнул, что "Сибуглемет" по условиям договора был обязан проводить "профилактику смерзаемости угля", что якобы не было сделано в должной мере.

Не согласны в порту и с суммой неустойки. По данным Ванино, в январе компания перевалила 42,953 тыс. т угля "Сибуглемета". "Неустойка предусмотрена договором лишь в случае полного неисполнения обязательств портом. К тому же, исходя из данных по отгрузке за несколько лет, холдинг фактически не отгружал более 64 тыс. т угля в месяц. Тогда как истец произвел расчеты исходя из 125 тыс. т груза", - заявил представитель порта.

В "Сибуглемете" парируют тем, что весь январь стивидор выгружал уголь, который надо было отгрузить еще в прошлом году, и этот груз не имеет никакого отношения к согласованию перевалки на 2013 год. "Условиями договора в случае доставки смерзшегося угля предусмотрена возможность отказа порта Ванино от его перевалки. Отказ от согласования последующих поставок в этом случае не предусмотрен. Поступление проблемного груза не освобождает порт от ответственности по договору. К тому же смерзшийся уголь не является непреодолимой силой для ответчика - условия договора предусматривают отказ от его перегрузки. Таким образом, этот фактор можно классифицировать лишь как коммерческий риск ответчика", - заявил представитель угледобывающего холдинга.

Выслушав доводы сторон, судья Александр Воронцов согласился с ходатайством "Сибуглемета" о привлечении к делу в качестве третьего лица ЗАО "Морцентр-ТЭК", созданного по инициативе Минтранса РФ для регулирования грузопотоков и увеличения грузовой базы морских портов России. В холдинге считают, что "Морцентр-ТЭК" может прояснить некоторые детали несостоявшегося согласования перевалки угля "Сибуглемета" в порту (по информации на официальном сайте компании, ЗАО занимается согласованием заявляемых объемов перевозки грузов с морскими портами России и их контрагентами). Следующее заседание суда, на котором планируется выслушать представителей ЗАО "Морцентр-ТЭК", намечено на 18 июня.

"Сибуглемет" меняет Хабаровск на Находку

Столкнувшись с трудностями с перевалкой угля через хабаровский порт, руководство "Сибуглемета", похоже, решило обратить внимание на еще одного игрока стивидорного рынка Приморского края - "Терминал Астафьева" (г. Находка)."Терминал Астафьева" входит в группу компаний "Аква-ресурсы", специализируется на перевалке сыпучих грузов. Сегодня терминал переваливает 1,5 млн тонн угля в год. Складские площади для единовременного хранения сыпучих грузов составляют 120 тыс. тонн. Суточная выгрузка - 60 вагонов. Имеет собственный морской причал, глубина которого позволяет производить погрузку судов DWT до 30 тыс. тонн. Руководство терминала в ходе модернизации, которая уже началась, намерено расширить мощности по перевалке угля до 3 млн тонн в 2013 году и до 6 млн тонн - в 2015 году. В феврале этого года "Сибуглемет" и ОАО "Терминал Астафьева" подписали соглашение сроком на три года о поставках угля. Как сообщили "Ъ" вчера в приморской компании, согласно контракту, компания отгружает экспортный уголь с месторождений Кузбасса в адрес покупателей в странах АТР через "Терминал Астафьева". "До конца мая этого года, согласно условиям договора, "Терминал Астафьева" переваливает по 60 тыс. тонн угля. Следующие три месяца перевалка составит 80 тыс. тонн и впоследствии достигнет 100 тыс. тонн угля. При необходимости мы готовы на более существенное увеличение объемов перевалки", - рассказал официальный представитель приморской компании Александр Бабченко. Он отметил, что поиск новых стивидоров угледобывающими компаниями, не имеющими собственных портов, - это сложившаяся практика в ДФО. "На Дальнем Востоке независимых портов крайне мало, поэтому потребность в них в макрорегионе острая. При этом большинство действующих портов входит в структуру крупных угледобывающих компаний, и, разумеется, в принадлежащих им портах перевалка собственных грузов находится в приоритете. Ситуация усугубляется ограниченными возможностями железной дороги. Так что поиск "Сибуглеметом" новых партнеров вполне закономерен", - заключил господин Бабченко. Олег Белов

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант - Приморский край17.05.13Смерзшийся уголь закупорил Ванино