23-10-23 / 2023
Новости отрасли
Сибирь приросла планами магистралей

Правительство будет до 2025 года обдумывать транспортные коридоры в Китай

Правительство включило в план развития Сибири создание Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, путь в Китай через Алтай, возобновление стройки железной дороги Кызыл-Курагино и выстраиваемые от нее коридоры в Китай через Монголию. Впрочем, все эти проекты фигурируют в документе в сослагательном наклонении - предлагается оценить их целесообразность или представить планы. По мнению экспертов, сейчас необходимы все дороги в Китай и правильно начинать их разрабатывать, при этом Севсиб нужен для разгрузки западных участков Восточного полигона и выхода на Севморпуть.

Правительство, сообщается на его сайте, утвердило план реализации стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. План подразумевает, в частности, ряд крупных проектов развития железнодорожной инфраструктуры, однако наиболее масштабные из них отнесены на далекую перспективу.

Так, к 2025 году планируется завершить оценку целесообразности создания Северо-Сибирской магистрали. Президент Владимир Путин в начале октября поручил правительству совместно с руководством Кузбасса, РАН и ОАО РЖД рассмотреть возможность ее строительства. Проекту много лет, он ранее предполагал строительство участка Нижневартовск-Белый Яр-Усть-Илимск в целях обслуживания промышленной зоны Нижнего Приангарья и в качестве альтернативного маршрута для части участков БАМа и Транссиба. Стоимость трассы протяженностью 1,9 тыс. км оценивалась в 218 млрд руб. Помощник президента Игорь Левитин в начале октября сообщал, что назначение Севсиба в том, чтобы связать Восточный полигон с Севморпутем.

При этом в плане, утвержденном правительством, указаны два варианта - неясно, взаимоисключающие или взаимодополняющие: Нижневартовск-Белый Яр и Таштагол- Урумчи (КНР). Второй маршрут, судя по конечным точкам, это дорога через небольшой отрезок российско-китайской границы между Казахстаном и Монголией: Республика Алтай непосредственно граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР. Строительство там осложняется сложным ландшафтом, требующим прокладки тоннелей или возведения эстакад, а также необходимостью пересечения природного парка Укок, занимающего весь участок между границами (см. "Ъ" от 7 апреля 2021 года).

Также в плоскости оценки целесообразности в плане упомянут замороженный проект строительства железной дороги Кызыл-Курагино. Оценка, по документу, должна быть завершена в 2026 году. Для реализации проекта железной дороги Кызыл-Курагино протяженностью 410 км и стоимостью 192,4 млрд руб., которая должна была присоединить к железнодорожной сети Элегестское угольное месторождение, с ТЭПК "Кызыл-Курагино" Руслана Байсарова уже было заключено концессионное соглашение сроком на 30 лет (с октября 2018 по декабрь 2048 года), однако в 2021 году оно было приостановлено на пять лет (см. "Ъ" от 1 апреля 2021 года).

В свою очередь, ветка Кызыл- Курагино видится как часть двух указанных в плане трансмонгольских коридоров в Китай - северного (Кызыл-Курагино до границы с Монголией, затем через Монголию до погранперехода Эрлянь-Замын-Ууд с Китаем и далее до Пекина и Тяньцзиня) и западного (с выходом из Монголии в Китай в районе Хами с конечной точкой в Урумчи). Соответствующие предложения должны быть подготовлены в 2024 году.

Севсиб стране нужен, говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин: прежде всего потому, что он может разгрузить Западно-Сибирскую и Красноярскую железные дороги и создать дублер загруженному участку от Мариинска до Тайшета. Также он в сочетании с Северным широтным ходом (СШХ) обеспечивает выход на Севморпуть, что позволит разгрузить и Центральный транспортный узел. Он оценивает строительство Севсиба в 500- 550 млрд руб., но цена сильно зависит от искусственных сооружений: "Как мы знаем по СШХ, один мост через одну реку может поставить под угрозу весь проект, а на Севсибе этих мостов несколько". Что касается участка через Алтай, его, по мнению эксперта, стоит рассматривать скорее на перспективу. Но хорошо, что все эти проекты включены в план развития, поскольку нужны все возможные пути в Китай - и путь через Алтай, и коридоры через Монголию в КНР, а включение их в документ позволит начать разработку предпроектной документации и расчет трассировки. Впрочем, источник "Ъ", близкий к правительству, уверен, что бюджетных денег на Севсиб, равно как и на другие крупные железнодорожные проекты в регионе, нет и не предвидится.

ЦИТАТА

Речь идет о том, чтобы выводить железнодорожные пути, подводить их к Северному морскому пути.

Как раз эта дорога имеет предназначение выйти на Севморпуть

- Игорь Левитин, помощник президента РФ, о Северо-Сибирской железной дороге, 6 октября

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ24.10.2023