24-12-12 / 2012
Новости отрасли
Штрафы за задержку вагонов взимаются не всегда обоснованно

В течение последних двух лет значительно выросло количество требований со стороны отправителей и получателей грузов о взыскании с РЖД пени за просрочку доставки. Юридическая служба Красноярской дороги разработала предложения об изменении нормативно-правовых актов, которые должны устранить необоснованные штрафы.

Требует изменения пункт 6.3 "Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом", утвержденных приказом МПС РФ от 18 июня 2003 года.

Установлено, что при задержке в пути вагонов и контейнеров, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния и возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, срок доставки увеличивается на все время задержки. Однако этот пункт регулирует продление сроков доставки только бракованных вагонов и никак не решает вопрос всего состава, от которого отцеплялся непригодный вагон.

А ведь необходимо отставить от движения весь состав, расцепить и сформировать заново. На это уходит время. Зачастую в таких случаях просрочка доставки составляет несколько суток.

Кроме того, судейское сообщество пришло к выводу, что в перечень случаев, из-за которых может быть увеличен срок доставки, не входит такая операция, как промывка. Хотя остатки груза в порожнем вагоне препятствуют его дальнейшему использованию. Регулярно грузоотправители принимают решение о промывке в пути следования, или со станции отправления цистерна отправляется с указанием в накладной "с промывкой на промежуточной станции". А за все время этой процедуры и ожидания подачи вагонов на пути промывочно-пропарочной станции перевозчик оплачивает пени.

Необходимо внести промывку в пункт 6 правил как дополнительное основание для увеличения сроков доставки грузов.

Сегодня из-за избыточности вагонов и их нерационального перемещения дороги "забиваются" невостребованным приватным парком. И это затрудняет провоз грузов и собственного порожнего подвижного состава.

Каким бы ни был процент опозданий, в любом случае он несет компании финансовые издержки. И значительные.

Согласно ст. 97 Устава железнодорожного транспорта (УЖТ) РФ, перевозчик за каждый день просрочки доставки грузов или не принадлежащих ему порожних вагонов уплачивает пени в размере 9% от провозной платы, но не более размера уплаченного. Причем установлен одинаковый размер неустойки как для просрочки груженых, так и для порожних вагонов. И практика показывает, что основная доля претензий приходится именно на перевозку порожняка.

Фактически получается, что задержка более чем на 11 суток делает доставку вагонов бесплатной.

Необходимо внести изменения в ст. 97 относительно размера законной неустойки за просрочку доставки груза (сегодня она в 324 раза превышает ставку рефинансирования Центробанка России). Или хотя бы включить положения, предусматривающие раздельное начисление пени за просрочку грузов и порожних вагонов. Это позволит уменьшить ответственность перевозчика в последнем случае, поскольку для грузополучателя при несвоевременном прибытии на станцию назначения порожнего вагона наступление неблагоприятных последствий минимально. Особенно в ситуации, когда вагоны следуют на станцию без подтвержденной заявки.

Необходимо скорейшее разрешение и еще одной проблемы. В соответствии с УЖТ, принятым в 2003 году, а также Тарифным руководством № 2, утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 19 июня 2002 года, перевозчик имеет право взыскивать плату за пользование вагонами. Однако с 2006-го в связи с реформированием железнодорожной отрасли началась передача подвижного состава иным юридическим лицам. Сегодня ОАО "РЖД" вагонами не владеет.

В то же время ни в УЖТ, ни в каком-либо ином законе не предусмотрена обязанность грузоотправителей, грузополучателей, владельцев подвижного состава платить перевозчику за использование инфраструктуры. Как следствие, сегодня у РЖД нет рычагов влияния на собственников и операторов подвижного состава.

Возможность взыскания такой платы, которую считаю необходимым закрепить законодательно, позволило бы значительно уменьшить простои собственного и арендованного подвижного состава на путях инфраструктуры, стимулировало бы грузоотправителей и получателей своевременно распоряжаться вагонами.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.12.12Оказались без вины виноватыми