21-06-19 / 2019
Новости отрасли
Штрафы за искажения в транспортной накладной могут привести в соответствие с ущербом для ж/д перевозчика

Комитет Государственной думы РФ по транспорту и строительству обсуждает поправки в методику расчета штрафов, накладываемых на отправителей за искажения в транспортной накладной сведений об отправляемых грузах, которые приводят к снижению стоимости железнодорожных перевозок.

Согласно материалам в системе обеспечения законодательной деятельности, с соответствующей инициативой в апреле выступили члены Совета Федерации РФ Вячеслав Тимченко, Олег Мельниченко и Андрей Шевченко. Сенаторы предлагают перейти от пятикратного размера платы за транспортировку (на все ее расстояние) к исчислению на основании размера недополученной перевозчиком провозной платы. Для этого необходимы изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ.

Сейчас штрафы накладываются за искажение в транспортной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате которых снижается стоимость перевозок "или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок ж/д транспортом грузов". Они взимаются независимо от возмещения убытков перевозчика.

Сенаторы предлагают штрафовать грузоотправителей за те же искажения сведений, но в двукратном размере той суммы, на которую снизилась стоимость перевозки. При этом, по мнению авторов законопроекта, нынешние пятикратные штрафы, рассчитываемые от платы за перевозку грузов на все расстояние, стоит сохранить применительно только к нарушениям, влияющим на безопасность движения, и за возможное отправление грузов, запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом.

"Искажение сведений" в железнодорожной накладной во многих случаях появляется в результате незначительного изменения веса вследствие, например, набора влажности пиломатериалом в ходе транспортировки или замены по требованию заказчика при погрузке части номенклатуры отгружаемой продукции при сохранении ранее заявленного веса. Максимальные потери грузоперевозчика в этом случае составляют именно недоначисленную плату за перевозку грузов. В то же время сумма штрафа может в десятки или даже в сотни раз превышать величину таких максимальных потерь", - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

"Иными словами, возникает ситуация, (при которой - ИФ) "несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо", - добавляют авторы нормативной инициативы. Они подчеркивают, что уплата штрафа грузоотправителем не освобождает его от компенсации причиненного ущерба.

"Изменение методики расчетов и соответственно размеров штрафов позволит восстановить принцип справедливого распределения ответственности между грузоотправителями и ОАО "Российские железные дороги". Законопроект не отменяет ответственности грузоотправителей за искажения в накладной, а устанавливает "справедливый" штраф в размере "недоплаты" стоимости перевозки", - говорится в пояснительной записке.

В начале мая законопроект был направлен на рассмотрение в профильный комитет. Он был включен в "примерную программу" законопроектной работы Государственной думы в осеннюю сессию 2019 г. для подготовки к рассмотрению в I чтении в октябре. Отзывы, предложения и замечания комитет по транспорту и строительству принимает до 24 июля.

В случае принятия поправок устав в измененном виде начнет действовать со дня их официального опубликования. Принятие закона не потребует изменений в других нормативных актов и дополнительных затрат федерального бюджета.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс21.06.2019