13-11-17 / 2017
Новости отрасли
Штрафы отгрузят вагонами

За дефицит подвижного состава владельцы груза расплатятся с операторами

Как стало известно "Ъ", для решения проблемы дефицита вагонов предложено штрафовать грузоотправителей и грузополучателей, если те задерживают вагон под погрузкой или выгрузкой, в пользу операторов и владельцев парка. При этом предлагаемый сейчас размер штрафа настолько высок, что за неделю простоя одного вагона можно собрать сумму, достаточную для покупки нового.

8 ноября вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минтрансу и Минэкономики совместно с ОАО РЖД, советом его потребителей и Союзом операторов железнодорожного транспорта представить предложения, с тем чтобы ввести ответственность грузоотправителей и грузополучателей перед оператором или владельцем подвижного состава за сверхнормативную задержку вагонов под выгрузкой или погрузкой (документ есть у "Ъ"). Это решение принято в продолжение скандала вокруг недозавоза и невывоза грузов из-за дефицита вагонов, в частности, отгрузки зерна мукомольным предприятиям Петербурга (см. "Ъ" от 25 октября). По итогам совещания по этому вопросу 20 октября в Минтрансе уже было решено мобилизовать сотрудников Россельхознадзора, выдающих разрешения на перевозку зерна, на работу в выходные (см. "Ъ" от 2 ноября).

По мнению Минтранса, обозначенном в письме замминистра Алана Лушникова Аркадию Дворковичу 25 октября (есть у "Ъ"), грузоотправители и грузополучатели зерна и хлебной продукции "допускают непроизводительные простои" зерновозов под погрузкой и выгрузкой и фактически используют их в качестве "складов на колесах". В Минтрансе "Ъ" заявили, что предлагают ввести штраф для грузоотправителей и грузополучателей за задержку вагонов под выгрузкой на путях, в том числе необщего пользования, в пользу операторов (владельцев вагона). Сейчас подобные штрафы существуют только в пользу ОАО РЖД.

Штраф, по мнению Минтранса, должен быть в десять раз больше зафиксированного Уставом железнодорожного транспорта (0,2 МРОТ за час простоя на каждый вагон). Соответственно, в параметрах 2017 года сутки простоя обойдутся в 374,4 тыс. руб. на вагон. Учитывая, что стоимость полувагона составляет 2,2 млн руб. для типовой модели и 2,6 млн руб. для инновационной, менее чем за неделю простоя полувагона оператор сможет приобрести новый вагон. Впрочем, источник "Ъ", знакомый с ситуацией, поясняет, что предложения по ставке штрафа не окончательные и являются переговорной позицией.

Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что простои под выгрузкой у грузополучателей Северо-Запада даже по сравнению с летом этого года увеличились в разы. Есть случаи простоя хопперов под погрузкой в центральном регионе по десять суток. "Если сократить время простоя хотя бы до норматива в несколько суток, это позволило бы увеличить погрузочный ресурс и снизить оборачиваемость вагона - на 20%, по некоторым оценкам",- говорит эксперт. При этом он отмечает, что могут возникнуть проблемы с организацией взимания штрафов: если у оператора есть договорные отношения с грузоотправителем, то с грузополучателем его ничто не связывает.

В ОАО РЖД "Ъ" сообщили, что поддерживают повышение ответственности за задержку вагонов: "Такая мера позволит ускорить оборот подвижного состава, увеличить объемы перевозок и обеспечить погрузочным ресурсом большее количество грузоотправителей". В ФГК (дочерний оператор ОАО РЖД) замечают, что эта мера действовала на протяжении всего периода существования инвентарного парка (вагонов в непосредственной собственности ОАО РЖД), и ее преимущества были очевидны. "Плата за простой дисциплинирует грузоотправителей и получателей,- говорят в ФГК.- Снижение оборота вагонов на одни сутки позволит высвободить около 30 тыс. парка, таким образом, вопрос нехватки подвижного состава отпадет". В Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина в целом поддерживают идею, что грузоотправителей и грузополучателей нужно стимулировать соблюдать нормативы простоя вагонов. "Штрафы, сборы и платы - необходимый, но не единственный набор инструментов для решения этой задачи",- говорят в ПГК.

Но клиенты либо не подтверждают простоев, либо говорят о неподконтрольных причинах. Так, гендиректор Ленинградского комбината хлебопродуктов Наталья Загорская объясняет простои графиком элеваторов, которые не работают в выходные дни, и неравномерной подачей вагонов ОАО РЖД. "Отгруженные вагоны выходят с элеватора и попадают на станцию, где начинают скапливаться. И, например, вместо того, чтобы получать пять вагонов планомерно через день, мы получаем двадцать вагонов одномоментно",- пояснила она. Под влиянием штрафов элеваторы, возможно, пересмотрят свой график работы, полагает госпожа Загорская. "Но если штрафы предъявлять непосредственно к заказчикам вагонов, то нам нужно будет содержать штат юристов, которые будут только и заниматься тем, что перевыставлять штрафы на поставщиков",- добавляет она.

И. о. гендиректора ГУП "Продовольственный фонд" Михаил Горбунов утверждает, что "у кого-то, может быть, и есть простои, но у меня разгрузка вагонов занимает 15 минут, и сразу разгружается четыре вагона". На Петербургском мельничном комбинате (ПМК) "Ъ" сообщили, что у них отсутствуют сверхнормативные простои вагонов. "Введение штрафов полностью не решит проблему, если она существует у предприятий, так как регулирование движения вагонов должно быть не только со стороны самих предприятий, но и со стороны перевозчиков",- отметили на ПМК.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ13.11.2017