29-03-17 / 2017
Новости отрасли
Штраф по договору

ОАО "РЖД" предлагает операторам передать ему право штрафовать владельцев путей необщего пользования за просрочку нахождения вагонов под погрузкой-выгрузкой. По расчетам компании, сокращение этого времени до нормативного позволит высвободить на сети до 32 тыс. вагонов.

ОАО "РЖД" нашло способ сократить простои полувагонов на путях необщего пользования. Как пояснил первый заместитель генерального директора ЦФТО ОАО "РЖД" Сергей Колесников, в компанию уже обратился один из крупных операторов, который предложил предоставить РЖД право по агентскому договору взыскивать с грузополучателя штрафы за сверхнормативное нахождение своего подвижного состава на путях необщего пользования. Эта мера могла бы стимулировать владельца ускорить выгрузку и тем самым увеличить оборот полувагонов, которые в период оживления экономического роста требуются в больших количествах. Сейчас ОАО "РЖД" ничего не может сделать для сокращения таких простоев, поскольку частный вагон находится на частных же путях, а взаимоотношения между собственниками регулируются договором. Тем не менее совместно с юристами удалось разработать соответствующий механизм.

"Мы будем предлагать схему, при которой оператор и грузовладелец (грузополучатель) вносят соответствующий пункт в договор, уполномочивающий РЖД взыскивать штрафы за сверхнормативный простой, – говорит Сергей Колесников. – Если такой пункт будет, то компания сможет быстро взыскать средства из единого лицевого счета грузовладельца или грузополучателя. У нее есть такая возможность, а у операторов – нет".

Операторы для взыскания штрафов должны обратиться с претензией на ненадлежащее исполнение договора в суд, при этом получить официально заверенные сведения из информационной системы РЖД, которые уже есть у компании.

Сейчас именно простои на путях необщего пользования, по мнению Сергея Колесникова, являются основным местом, где теряется эффективность использования вагона, причем масштабы этой неэффективности продолжают нарастать.

С 1995 по 2016 год время нахождения там полувагона под погрузкой-выгрузкой увеличилось в среднем с 14 до 54 часов. В основном речь идет о портах. В порту Санкт-Петербурга на станции Новый Порт вагон стоит 30 часов при норме разгрузки по договору 1,6 часа. И это на 3,5 часа больше, чем в 2015 году. В Ванинском порту вагоны находятся по 34 часа при норме 2 часа, что на 20 часов больше, чем в 2015 году. В Находке – 38 часов при норме 1,8 часа. Примерно такая же картина наблюдается во многих портах.

"Грузоотправители уже говорят о дефиците вагонов, а они стоят под выгрузкой сутками, – резюмировал Сергей Колесников. – Если простои сократились хотя бы на одни сутки, приблизившись к нормативу, это высвободило бы 32 тыс. вагонов, на которых мы перевозили бы 40 млн тонн груза в год и закрыли бы проблему дефицита парка. Мы везем быстрее, чем осуществляется погрузка-выгрузка".

Заместитель генерального директора по коммерции и производству Федеральной грузовой компании Андрей Исаев говорит, что если угольные вагоны будут выгружаться по 10–15 суток, то никакого парка не хватит, чтобы осуществлять перевозки, поэтому действительно необходимо обратить внимание на эффективность.

"Мы предлагаем клиентам договор, в котором четко прописано, что на погрузку дается двое суток, на выгрузку – еще двое суток, и получается, что под этими операциями вагон находится максимум четверо суток, – сообщил Андрей Исаев. – На третьи сутки мы предъявляем штрафные санкции, и делаем это системно. Мы считаем, что за двое суток вполне можно решить любые проблемы с угольными вагонами на подъездных путях".

Тем не менее сами грузовладельцы считают, что этот вопрос необходимо тщательно проанализировать, прежде чем давать операторам право предоставлять РЖД полномочия по взысканию штрафов за простой.

"Причины простоев на путях необщего пользования бывают различные, и как минимум половина из них может быть не по вине грузовладельца, – считает президент Некоммерческого партнерства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта Алена Зябкина. – Поэтому нужно разобраться, что происходит сегодня на путях необщего пользования, прежде чем давать такой инструмент давления на грузовладельцев в руки операторов".

Заместитель директора московского филиала по логистике "СДС-Уголь" Андрей Казаков замечает, что нормы по погрузке-выгрузке разрабатывались давно, еще исходя из наличия инвентарного парка, и не предусматривали большого количества операторских компаний.

"Договоры на эксплуатацию путей необщего пользования не предусматривают интервала по подводу порожняка, и в результате вагонов долго может не быть, а потом оператор неожиданно привозит сразу четыре состава, – приводит пример Андрей Казаков. – Естественно, сразу все вагоны под погрузку поставить невозможно".

На другом конце цепочки грузополучатели борются со смерзшимся углем, потому что меры профилактики против смерзаемости неэффективны. Использование вибраторов, разрыхлителей, вагоноопрокидывателей и других способов восстановления сыпучести значительно увеличивает время разгрузки.

По мнению Андрея Казакова, нужно пересмотреть нормативы разгрузки-выгрузки в соответствии с новыми реалиями, а потом уже говорить о штрафах за нарушение нормативов.

Тем не менее Сергей Колесников полагает, что проблему простоев решать каким-то образом необходимо, поскольку динамика негативная и ее нужно переломить. Он не исключает, что компания может обратиться за законодательной поддержкой в федеральные органы власти, чтобы сообща найти взаимоприемлемое решение.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.03.2017