22-05-18 / 2018
Новости отрасли
Штраф не по назначению

Алексей Дружинин, исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). – Минтранс России подготовил изменения в Устав железнодорожного транспорта. Операторы смогут предъявить штраф отправителям и получателям грузов, а также владельцам инфраструктуры за сверхнормативную задержку вагонов. По вашей оценке, по какой причине они возникают?

– Проблема актуальна, так как у операторов зачастую заключен контракт только с одной из сторон перевозочного процесса – с грузоотправителем, грузополучателем либо с грузовладельцем.

В случае задержки вагона той стороной, с которой договор отсутствует, возникают сложности при взыскании платы за сверхнормативный простой. Зачастую в договорах между оператором и клиентом оговаривается возможность увеличить срок нахождения вагонов у клиента, но в случае, если с виновником простоя договора нет, взыскание платежей осложнено.

– Как вы оцениваете предложение регулятора за счет штрафов сократить сверхнормативные простои парка под грузовыми операциями?

– Поручение вице-премьера правительства Аркадия Дворковича, данное в октябре 2017 года, и было направлено на решение проблем сверхнормативных простоев.

Поручением предусматривалось рассмотреть введение ответственности грузоотправителей и грузополучателей перед оператором/владельцем подвижного состава за сверхнормативную задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой. При этом механизм определения срока, при превышении которого взыскивается штраф за задержку вагона перевозчика, не применим для вагонов операторов, поэтому должен учитывать их договорные отношения с грузоотправителями/грузополучателями.

Проект документа, который мы увидели, к сожалению, существенно меняет саму структуру ответственности, предусмотренную поручением. Штрафы за простой почему-то предлагается уплачивать перевозчику, который никакого отношения к этим вагонам не имеет.

Было бы логично, если бы на уровне закона была введена ответственность за сверхнормативный простой в тех случаях, когда отсутствуют контракты между владельцем вагона и грузоотправителями, грузополучателями, как это и предусмотрено поручением вице-премьера. Но введение ответственности за сверхнормативное нахождение перед перевозчиком вагонов, на наш взгляд, несколько странно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.05.2018