16-01-19 / 2019
Новости отрасли
"Шелковый путь" обошел Украину из-за отсутствия инвестиций в развитие транзита - эксперты

"Шелковый путь" из Европы в Китай пойдет в обход Украины из-за отсутствия инвестиций "Укрзализныци" ("Укржелдороги") в развитие транзитных перевозок. Такое мнение высказал экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.

"Основной международный грузовой железнодорожный маршрут между Китаем и Европой прошел вдоль границы Украины, а не через Украину. В Париже Международный союз железных дорог и Ассоциация грузоперевозчиков FERRMED подписали меморандум о развитии евразийской логистики по перевозке грузов между Китаем и ЕС", - написал он на своей странице в "Фейсбуке". "Основной поток грузов пойдет через Белоруссию. Нам оставили лишь "запасную ветку" - на карте это тонкая нить участка в направлении Венгрии, Сербии и Словакии", - добавил он в комментарии изданию "Страна".

По словам эксперта, транспортники, планируя маршрут европейско-китайского коридора, намеренно обошли Украину стороной, что является окончательным вердиктом украинской транспортной системе. "За последние пять лет "Укрзализныця" ничего не инвестировала в развитие транзитных перевозок, тогда как Белоруссия закупала новые локомотивы, ускоряла прохождение контейнерных поездов, вкладывала в перевалочные комплексы, - пояснил он. - В итоге по Белоруссии контейнерные поезда идут со скоростью 120 км/час, а у нас от Ковеля до границы нет даже электротяги, приходится в Ковеле переформировать поезда и сокращать количество вагонов в составе, а это все потери времени".

Украинские эксперты отмечают, что в результате потери этого транзитного направления Украина понесет ущерб в миллиарды долларов в год. "Соседи отобрали у нас, как минимум, 70% потока. Через Белоруссию ежегодно проходит китайских грузов на 50 миллиардов долларов", - подчеркнул экономист Алексей Кущ. По его оценкам, Белоруссия постепенно забирает и автомобильный транзит. "За последние несколько лет соседи перехватили треть автомобильных грузов, следовавших ранее через Украину. А после реконструкции белорусской дороги М10, которая идет параллельно нашей границе, эта цифра вырастет еще больше", - заключил экономист.

"Новый шелковый путь"

 Идея Нового шелкового пути - создания торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы - была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 года. Концепция предполагала создание транспортного маршрута, включающего железнодорожные магистрали России и Казахстана. В конце 2015 года Киев и Тбилиси вышли с инициативой построить маршрут в обход России. Первый такой экспериментальный контейнерный состав отправился по маршруту Украина - Грузия - Азербайджан - Казахстан - Китай из Ильичевского морского порта (Одесская область) 15 января 2016 года. Однако состав не нашел клиентов для перевозки грузов на обратный путь, более двух месяцев простоял на границе Казахстана с КНР и 7 апреля был отправлен на Украину пустым.

В ноябре 2017 года министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявлял, что "Шелковый путь" в Китай в обход Российской Федерации через территорию Украины полноценно заработает в 2018 году, однако этого не случилось. Эксперты отмечают, что проект оказался нецелесообразным: бизнес сетовал на слишком длительный и затратный путь, предпочитая отправлять грузы другим способом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ТАСС16.01.2019