17-06-14 / 2014
Новости отрасли
Шаг назад

Неожиданную позицию заняло Министерство финансов в вопросе финансирования пригородных перевозок. На «круглом столе» в Совете Федерации представитель министерства, отметив, что все стороны здесь должны идти навстречу друг другу, предложил частично возродить перекрестное субсидирование пригорода за счет грузовых перевозок. По мнению чиновника, государство установило дотации на инфраструктуру в размере 25 млрд руб. в год, и необходимо сделать так, чтобы во столько она и обходилась. Понятно, что на инфраструктуру средств надо больше – и все, что сверхнеобходимо, переложить на грузовое движение, чего, по мнению чиновников Минфина, грузоотправители и операторы фактически и не заметят. Уже сегодня те недостающие 8 млрд руб. в год для РЖД, которые недоплачивают пригородные компании, считаются безнадежной дебиторской задолженностью, а финансовый план компании тем не менее сбалансирован. Таким образом, это и будет встречным шагом со стороны РЖД для решения проблем пригорода.

Между тем ликвидация перекрестного субсидирования являлась одной из основных целей реформы отрасли. В 2003 году, например, при образовании ОАО «РЖД» пригород получал за счет грузового движения 23 млрд руб. в ценах того года. «Перекрестка» не позволяла финансировать развитие пригородного комплекса, развиваться бизнесу в этой сфере, вела к износу и рискам для безопасности, что и явилось главной причиной ее отмены в 2010 году. С 2011 года ее официально не существует, хотя реально, конечно, РЖД продолжают в силу крайней необходимости поддерживать пригородное движение за свой счет.

Но коллегу-финансиста тут же поправил представитель Федеральной службы по тарифам. Его ведомством с участием Минэкономразвития и ФАС путем долгих дискуссий была разработана методика долгосрочного тарифного регулирования грузовых перевозок. И там все сбалансировано с учетом того, что компании выделяются средства из Фонда национального благосостояния и привлекаются средства на реализацию проектов из внешних источников. Никакого перекрестного субсидирования там нет, а если оно вдруг появится, то баланс будет нарушен. Поэтому данный вопрос требует новых сложных консультаций. Нужно это или нет, отдельный вопрос. Но, очевидно, сам подход Минфина к проблеме едва ли позволит реформе отрасли двигаться вперед.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.06.2014