12-08-16 / 2016
Новости отрасли
"СГ-транс" вновь сосредоточился на "углеводородном" сегменте ж/д перевозок

АО "СГ-транс" (СГТ) вновь сосредоточилось на работе в специализированном сегменте - перевозках сжиженного углеводородного газа (СУГ), нефти и нефтехимии, хотя ранее акционеры компании вынашивали планы создавать универсального железнодорожного оператора.

"Мы от "универсальности" сейчас уходим. Полностью отдали универсальный парк, у нас сегодня нет полувагонов. Работаем чисто по специализированному парку - это нефтеналив, перевозка химии в танк-контейнерах - стали четвертой компанией по перевозке (этим видом подвижного состава - ИФ), 1 тыс. контейнеров работают, и СУГ, который у нас будет оставаться", - заявил журналистам президент СГТ Сергей Калетин в четверг.

Исторически, будучи на 100% государственным, "СГ-транс" занимался лишь перевозками сжиженного углеводородного газа и легкого углеводородного сырья. После приватизации, когда компания перешла в паритетное владение АФК "Система" и группы инвесторов, в числе которых - генеральный директор "дочки" ОАО "Российские железные дороги" - АО "Федеральная грузовая компания" Алексея Тайчера, а также Руслан и Тимур Бабаевы (оба - сыновья вице-президента РЖД по коммерческой деятельности Салмана Бабаева), новые владельцы планировали превратить СГТ в диверсифицированного универсального оператора (об этом говорилось в его материалах).

Еще в 2013 г. группа приобрела 1,174 тыс. нефтяных цистерн и 1 тыс. полувагонов на общую сумму 5,818 млрд руб. (4,7 млрд руб. из этой суммы тогда пришлось на заимствования, 1,15 млрд руб. - на собственные средства). В 2014 г. А.Тайчер, работавший тогда президентом "СГ-транса", говорил "Интерфаксу", что компания готова разово купить 20-30 тыс. полувагонов под контракты на перевозку грузов. "По полувагонам - с учетом того, что происходит на рынке - если развитие будет, то прорывным. Если случится какая-то сделка, то это будет серьезный шаг, в результате которого мы приобретем 20-30 тыс. единиц и станем существенным игроком", - заявлял он. В противном случае полувагонный сегмент будет выступать как "поддерживающий элемент" бизнеса и "другого развития его не будет", добавлял топ-менеджер.

Сейчас, согласно сайту компании, она управляет более 17 тыс. газовых и около 8 тыс. нефтебензиновых цистерн, примерно 700 танк-контейнеров и 350 фитинговых платформ, а также "располагает парком полувагонов для перевозки грузов угольной, горно-металлургической, строительной и химической отраслей". Количество последних не указано. Отмечается лишь, что в парке СГТ - "более 25 тыс. вагонов".

"СГ-транс" - крупнейший в РФ собственник подвижного состава для перевозки СУГ. "Система" купила оператора на аукционе в 2012 г. за 22 млрд руб. Позже АФК продала 70% СГТ за 12 млрд руб. "Финансовому альянсу" (совместное предприятие АФК с Unirail Holdings А.Тайчера и братьев Бабаевых). Затем Unirail приобрел у АФК еще 15% акций оператора за 2,5 млрд руб. В 2014 г. "Финансовый альянс" был присоединен к "СГ-трансу". Таким образом было оформлено паритетное владение активом "Системы" и Unirail. АФК получила за 50% оператора 8,5 млрд руб.

Позже Unirail передала свою долю ООО "Вектор рейл", писала газета "Ведомости". Согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс", доля А.Тайчера в этой компании - 40,24%, 27,68% - у Р.Бабаева, 27,38% - у Т.Бабаева. В начале 2016 г. стало известно о намерении "Системы" продать свою долю в "СГ-транса". Покупателем может выступить структура СГТ - "Башнефть-Транс" (БНТ).

В июне председатель совета директоров и основной акционер "Системы" Владимир Евтушенков заявлял "Интерфаксу", что "ФАС одобрила (сделку по продаже 50% "СГ-Транса" - ИФ)", и актив уже продан. При этом источник агентства, знакомый с условиями сделки, говорил, что договор купли-продажи акций был подписан еще в мае, а завершение продажи ожидается "в ближайшее время". Между тем, в четверг С.Калетин дал понять, что решения антимонопольной службы еще нет. "Сейчас мы ждем решения ФАС по продаже 50% пакета "Башнефть-трансу", - заявил топ-менеджер журналистам.

В дальнейшем эта доля может быть продана "ISR Трансу", руководство которого в начале лета подтвердило переговоры о ее покупке. "Пока мы ведем переговоры", - сообщил "Интерфаксу" глава правления "ISR Транса" Рахман Халилов. По его словам, "была идея" выкупа "ISR Трансом" именно БНТ с 50% "СГ-транса" на балансе этой структуры. В то же время, топ-менеджер говорил агентству, что пока не решено, как будет развиваться сотрудничество в случае совершения этой сделки. "Нас интересует нефтеналивной парк. Есть идея, что потом или мы соединимся, создадим новую компанию - или мы делим парк", - отмечал он. 50% СГТ "ISR Транс" может приобрести примерно за 6 млрд руб., также сообщал Р.Халилов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.08.2016