04-02-14 / 2014
Новости отрасли
Сценарии развития рынка грузовых железнодорожных перевозок

Основными проблемами развития отрасли эксперты рабочей группы по транспорту и инфраструктуре экспертного совета при правительстве РФ назвали ограничение инфраструктуры и нехватку локомотивов.

Такая позиция была озвучена на прошедшем в конце января заседании рабочей группы по транспорту и инфраструктуре экспертного совета при правительстве РФ.

Как пояснили в партнерстве, участникам обсуждения были представлены итоги анкетирования экспертов по вопросу совершенствования технологии управления вагонными парками. Как показал анализ результатов анкетирования, наиболее важными проблемами эксперты рынка считают отказы в согласовании заявок на перевозку грузов, неисполнение уже согласованных заявок, а также высокий уровень тарифа ОАО "РЖД" на транспортировку грузов и порожних вагонов.

Основными причинами проблем в отрасли были названы отсутствие эффективной технологии управления грузовым движением, недостаточные мощности железнодорожной инфраструктуры и нехватка локомотивов. При этом профицит грузового парка был отнесен к менее значимым причинам возникновения проблем в отрасли.

В качестве возможных путей решения проблемы, связанной с недостатком мощностей инфраструктуры, эксперты назвали совершенствование технологии управления грузовым движением, а также увеличение инфраструктурных мощностей за счет инвестпрограммы ОАО "РЖД" и бюджетного финансирования.

"Одним из важнейших решений проблемы нехватки локомотивов эксперты считают создание стимулов для притока частных инвестиций в обновление парка локомотивов, в том числе, допуск на сеть частных перевозчиков, - сообщил ИА "РЖД-Партнер.Ру" представитель НП СРО "СОЖТ". - Оценивая возможные сценарии развития, участники исследования склоняются к тому, что возврат к министерской модели функционирования рынка аналогичной той, которая существовала до начала структурной реформы на железнодорожном транспорте или к началу ее третьего этапа, когда ОАО "РЖД" принадлежал инвентарный парк в размере около 50% парка грузовых вагонов, маловероятен и непродуктивен". Наиболее эффективными и реалистичными признаны варианты, при которых либо консервируется нынешняя структура отрасли ("Стагнационный" сценарий), либо преобразования будут продолжены в соответствии с Целевой моделью" ("Прогрессивный" сценарий).

По итогам обсуждения, участники Рабочей группы приняли решение о создании дорожной карты, базирующейся на "Стагнационном" и "Прогрессивном" сценариях. В качестве ключевых моментов выделяются точечная настройка адресной технологии управления вагонными парками, расширение практики использования частных локомотивов на железнодорожной инфраструктуре общего пользования, расширение практики работы собственных поездных формирований и проведение эксперимента по допуску локальных перевозчиков на сеть железнодорожного транспорта.

Ожидается, что дорожная карта будет подготовлена и согласована с экспертами в течение ближайшего месяца, а затем документ будет рассмотрен заинтересованными федеральными органами государственной власти. По итогам работы экспертным советом будут предложены рекомендации по совершенствованию управления грузовым парком в РФ.

Дмитрий Ханцевич

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру04.02.2014Сценарии развития рынка грузовых железнодорожных перевозок