22-06-19 / 2019
Новости отрасли
Сценарии на 16 лет

Новое ведомство Узбекистана предложило железнодорожникам два варианта развития.

Министерство транспорта Узбекистана подготовило проект Стратегии развития транспортной системы республики до 2035 года. Документом предусмотрены увеличение объемов контейнерных и транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом, обновление парка грузового и пассажирского подвижного состава, строительство высокоскоростной магистрали. Суммарно инвестиции на реализацию проектов в разных транспортных отраслях запланированы в объеме 46,6 трлн сум ($5,46 млрд) из разных источников финансирования.

Проект размещен на республиканском портале нормативно-правовых актов 12 июня для общественной экспертизы, которая продлится до 26 июня.

Минтранс Узбекистана создан по поручению президента республики в феврале 2019 года. Одной из задач ведомства является подготовка предложений и мероприятий по развитию международных транспортных коридоров и совершенствование системы логистики. Кроме транспортной стратегии министерству также поручено до 1 ноября разработать с учетом норм международного права проект закона "О транспорте", предусматривающий в том числе оптимальное и сбалансированное взаимодействие различных видов транспорта.

Как говорится в материалах к проекту, для Узбекистана, который отдален от международных морских путей территориями двух и более государств, затраты на транспортировку экспортных и импортных грузов становятся критически важным фактором конкурентоспособности. Однако есть ряд серьезных проблем, которые негативно отражаются на эффективности транспортной отрасли в целом.

В частности, в сегменте железнодорожного транспорта отмечается слабый рост объемов пассажирских и грузовых перевозок (6–7% в год) и высокая степень износа основных фондов (инфраструктуры и подвижного состава). Так, протяженность железнодорожных линий с просроченными сроками ремонта АО "Узбекистон темир йуллари" (Узбекские железные дороги, УТЙ) составляет 853,3 км (общая протяженность – 4641,9 км), средний амортизационный износ парка магистральных тепловозов достиг 28,2%, маневровых тепловозов – 49%, электровозов – 48,8%, грузовых вагонов – 75%, пассажирских вагонов – 65,4%, рефрижераторов – более 90%.

По данным министерства, в целом подвижной состав УТЙ характеризуется высокой степенью морального и физического износа: 60% локомотивного состава находится в эксплуатации в течение 20–30 лет и 13% – свыше 30 лет.

Высокая доля износа подвижного состава приводит к снижению скорости передвижения поездов на 40–50% от существующих нормативов. На сегодняшний день для грузового и пассажирского движения не хватает по 12 электровозов и 16 маневровых локомотивов.

В ведомстве также недовольны темпами контейнеризации грузовых перевозок. Сейчас стоимость перевозки одной тонны груза в направлении международных портов крупнотоннажным контейнером в среднем на 10–12% дешевле, чем вагонная перевозка. Но в Узбекистане контейнеры используются в десятки раз меньше, чем в развитых государствах. В прошлом году в контейнерах перевезено около 0,07% грузов автомобильным транспортом и 2,5% грузов – железнодорожным. Причина в нехватке контейнеров – в собственном парке УТЙ 550 двадцатифутовых контейнеров. В 2018 году грузооборот по контейнерным перевозкам составил 307 млн ткм.

По словам начальника управления привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов АО "Узбекистон темир йуллари" Сардора Кадырова, компания постепенно меняет парк подвижного состава и тяги за счет собственных и кредитных средств. К примеру, сейчас реализуется проект по обновлению парка локомотивов до конца 2021 года. УТЙ приобретут 16 грузовых и восемь пассажирских электровозов. На эти цели привлечены заемные средства Азиатского банка развития (АБР) – $170 млн и $48,3 млн из государственного бюджета. Кроме того, уже подписан контракт с испанской Patentes Talgo S.L.U. на покупку двух высокоскоростных пассажирских электропоездов Talgo 250 и четырех вагонов экономкласса. Финансирование осуществляется за счет кредита Фонда корпоративной интернационализации испанских компаний (FIEM).

Чтобы разобраться, на что и сколько средств нужно выделить, Минтранс предварительно разработает две методики для определения оптимальной потребности в парках грузового подвижного состава и прогноза инвестиций в основной капитал для обновления парка, замены производственного оборудования, ремонта и технического обслуживания. Однако уже известно, что средства из государственного бюджета – в целом это 4,66 трлн сум ($546 млн) – обязательно предусмотрены, в том числе на строительство и реконструкцию высокоскоростных и скоростных железнодорожных линий. Как уточнил Сардор Кадыров, компания уже планирует строительство высокоскоростной магистрали Ташкент – Самарканд эстакадного типа, без переездов, протяженностью 400 км. Скоростное движение к 2035 году станет возможным на 859,5 км, сейчас – на 648 км.

Внебюджетные средства – 41,4 трлн сум ($4,85 млрд) предназначаются для финансирования коммерческих проектов по развитию инфраструктуры транспортных узлов и транспортно-логистических центров, созданию платных и скоростных автомагистралей и автомобильных дорог.

В проекте стратегии предусмотрены консервативный (базовый) и инновационный сценарии развития, а также индикаторы, которых нужно достичь к 2035 году. Объем грузоперевозок, который сейчас составляет 1,2 млрд тонн, должен увеличиться почти в два раза – до 2,5 млрд тонн (первый вариант) или до 2,6 млрд в случае инновационного развития сети. Грузооборот по консервативному сценарию достигнет 102 млрд ткм, пассажирооборот увеличится в три раза – 513 млрд пасс.-км.

Индикативным показателем станут снижение на сети участков с ограниченной пропускной способностью (с 33% до 16,7%) и ввод в эксплуатацию 525 км новых железнодорожных линий общего пользования (сейчас 129,2 км). Также планируется довести долю отправок поездов в нормативный срок до 99,88%, увеличить скорость доставки контейнеров, в том числе в транзите до 150 км/ч (76 км/ч). За счет этого транзит через Узбекистан по железной дороге запланирован в объеме 8,5 млн тонн и в контейнерах – 8,8 тыс. TEU. В рамках стратегии предусмотрены подготовка программы модернизации парка контейнеров и контейнеровозов и организация производства контейнеров в республике.

По итогам реализации стратегии Узбекистан рассчитывает переместиться с 99-го на 50-е место в международном рейтинге "Индекс эффективности логистики".

Между тем отраслевые эксперты скептически относятся к замыслам министерства. По мнению директора компании Smartgov consulting Азизы Умаровой, в проекте четко не определен вектор реформ и ожидаемые результаты. "У нас катастрофически не хватает вагонов – их чуть больше 20 тыс., что создает острый дефицит. В Казахстане сегодня 90 тыс. вагонов, из них половина в руках частных перевозчиков. В республике нет национальных компаний, которые составили бы конкуренцию УТЙ. Бизнесмены вынуждены гнать вагоны из Казахстана и загружать в них свой груз. Стоимость перевозки чуть ли не выше стоимости производства. И дело тут не в географии, а в железнодорожных тарифах. Участок в 10 км от Чукурсая до границы с Казахстаном обходится экспортеру в $500. Тариф из Москвы до Владивостока (11 тыс. км) составляет около $1 тыс. То есть у нас километр обойдется в $50, а в России в 9 центов – разница в 550 раз. И это не частные случаи, это система", – говорит Азиза Умарова.

Эксперт считает, что при разработке долгосрочных планов нужно учитывать ряд моментов. Ценообразование перевозок напрямую связано с монополией на рынке, то есть чем больше игроков, тем дешевле обойдется экспорт предпринимателям. Кроме того, без реформы рынка транспортных услуг инвестиций в отрасль не будет. "Стратегия транспорта должна, на мой взгляд, говорить именно о создании рынка частных перевозчиков. В этом и есть роль регулятора. Если мы хотим видеть поддержку заявленных президентом задач по экспорту, то стратегия должна быть переформатирована с определением четкого видения и конкретных целевых показателей", – резюмировала Азиза Умарова. В развитие транспортного сектора Узбекистана с 2010 по 2018 год вложено более 42 трлн сум ($4,9 млрд) инвестиций.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152022.06.2019