17-03-15 / 2015
Новости отрасли
Севморпуть ждет грузы

Возможность перевозки грузов по Северному морскому пути (СМП) уже долгое время интересует зарубежные компании. И сейчас, по мнению экспертов, Севморпуть может составить серьезную конкуренцию сухопутным маршрутам при перевозках между Западом и Востоком. Перспективы увеличения грузооборота в условиях Крайнего Севера были рассмотрены в рамках ежегодной международной конференции "Транспорт и логистика в Арктике - 2015".

Стоит отметить, что в последнее время маршрут стал более заманчивым, так как процесс получения разрешения на плавание в акватории Севморпути был существенно упрощен как для отечественных, так и для иностранных судовладельцев. Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский пояснил, что ранее заявка подавалась как минимум за 4 месяца до ожидаемой даты вхождения, теперь этот временной порог ограничен 10 сутками. Плюс ко всему с 2013 года подача заявки может осуществляться в электронном виде на официальном сайте ФГКУ "Администрация Северного морского пути", там же размещается и разрешение на плавание.

Замминистра отметил, что некий процент отказа в проходе по Северному морскому пути имеет место быть, но основанием для этого могут выступать только технические вопросы. В частности, несоответствие судна классу ледовой защиты или же его техническая неготовность. В. Олерский подчеркнул, что по политическим причинам отказов нет и не может быть.

Руководитель ФГКУ "Администрация Северного морского пути" Александр Ольшевский отмечает, что доля отказов невелика "В прошлом году разрешение на проход было выдано 631 судну, из них 111 - под иностранным флагом. Изначально было отказано в проходе 30 судам с возможностью подать повторное заявление после устранения определенных недостатков. В конечном итоге разрешение не получили только 7 судов", - пояснил он.

Председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев также видит важность в стимулировании дальнейшего развития Севморпути как трассы глобального транзита. Но отмечает, что в условиях, когда Арктический регион становится зоной интереса многих стран, России необходима ускоренная программа развития экономики Севера и, соответственно, всей его транспортной системы.

При выполнении определенных условий Севморпуть вполне может стать реальным конкурентом Суэцкому каналу, считает советник губернатора Камчатского края Николай Пегин. По его мнению, проводка судна через канал имеет ряд недостатков. Прежде всего это большие сроки доставки, относительно высокая стоимость сбора, помимо этого, сохраняются риски нападения пиратов. Определенные сложности связаны и с погодными условиями, в силу того что в зимне-весенний сезон в Египте наиболее часто случаются песчаные бури, способные парализовать возможность использования канала на несколько дней.

На этом фоне особый интерес у перевозчиков вызывает возможность транзита грузов через СМП, который обладает важным для зарубежных перевозчиков преимуществом - экономит время доставки.

Он пояснил, что сроки перевозки по маршруту из Иокогамы в Роттердам сокращаются в среднем на 13 суток. А это, в свою очередь, означает экономию топлива - одной из самых значительных статей расхода судовладельцев.

"В качестве гипотетического примера могу привести судно класса Panamax. Безусловно, мы понимаем, что через Севморпуть его будет достаточно сложно провести, так как его ширина составляет 34 м, и тем не менее мы можем просчитать примерную экономию. Дедвейт судна более 67 тыс. т, оно способно перевезти порядка 5,7 тыс. TEU, экипаж 20-25 человек. Судно такого класса в среднем тратит около 200 т топлива в сутки. С учетом цен на топливо, которые варьируются от $300 до $500, сокращение маршрута на 13 суток позволило бы сэкономить (с дополнительными расходами на ледокольную проводку и сборы) около $900 тыс.", - пояснил Н. Пегин.

Еще одним подтверждением заинтересованности международного сообщества в использовании СМП является тот факт, что в сентябре 2014 года ИМО объявила о намерении разработать первые международные нормы, регулирующие правила плавания и защиты окружающей среды на Севморпути. Ожидается, что новые правила могут вступить в силу уже в 2016-м.

Вопрос остается только в том, что для обеспечения конкурентоспособности Севморпути в сравнении с Суэцким или Панамским каналами нужно очень серьезно заниматься развитием транспортной инфраструктуры, повышением уровня безопасности и качества навигации, развитием ледокольного флота, а также утверждением гибкой и прозрачной тарифной политики на ледокольную проводку.

Стоит отметить, что в области тарифообразования, связанного с ледокольной проводкой, ведется активная работа. По словам советника руководителя Федеральной службы по тарифам Алевтины Кирилловой, ведомство уже подготовило проект постановления правительства РФ "Об утверждении Положения о государственном регулировании тарифов на ледокольную проводку судов", который согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В 2014 году также были приняты приказы об утверждении тарифов на ледокольную проводку и об утверждении правил применения таких тарифов в акватории СМП.

Данные нормативно-правовые акты, по словам А. Кирилловой, предусматривают установление экономически обоснованного уровня тарифов на ледокольную проводку с учетом необходимости компенсации операторам атомного ледокольного флота экономически обоснованных затрат на фактическое оказание услуг. Предусматривается также установление предельного минимального уровня тарифа и предоставление оператору права применять тарифы на уровне или ниже предельно максимального.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру17.03.2015