10-04-19 / 2019
Новости отрасли
Северный участок Белкомура требует лишь незначительных госгарантий - топ-менеджер

Реализация первого этапа "Белкомура" (строительство и реконструкция существующих ж/д путей "северного звена") оценивается в сумму порядка 61 млрд рублей в ценах 2018 года, сообщил генеральный директор ОАО "Межрегиональная компания "Белкомур" Владимир Щелоков на сессии "Транспортная взаимосвязь: Арктика, Дальний Восток, Сибирь, Урал" в ходе Международного арктического форума в Санкт-Петербурге.

"Стоимость проекта ("северного звена" "Белкомура" - ИФ) в ценах 2018 года - это 61 млрд рублей, в приведенных ценах - 71 млрд рублей. Общая доля чистой прибыли государства в результате реализации этого проекта - 98 млрд рублей, а по расчетам того же "ЭРТА" (аналитическая группа "ЭРТА" - ИФ) мы получаем на каждый вложенный в данный проект рубль 13,5 рублей прибыли", - сказал В.Щелоков.

В материалах презентации В.Щелокова сообщается, что общая протяженность "северного звена" "Белкомура" (Сыктывкар - Архангельск) составляет 664 км. Из них строительство 215 км магистрали на участке Вендинга (Коми) - Карпогоры (Архангельская область) оценивается в 50 млрд рублей с НДС по ценам 2018 года, проектирование - 1,1 млрд рублей с НДС, реконструкция существующих 449 км путей - 10,2 млрд рублей с НДС.

В настоящее время разработана финансовая и организационная схема реализации проекта, говорится в материалах.

В ходе выступления В.Щелоков отметил, что в рамках государственно-частного партнерства по этому проекту предусматривается заключение концессионного соглашения сроком на 20 лет.

"Практически весь проект будет реализован за счет частных инвестиций. От государства потребуется в виде гарантий, в случае недозагруженности на каком-то этапе, в самом худшем варианте всего 1,3 млрд рублей", - сказал В.Щелоков.

По его словам, реализация первого этапа "Белкомура" даст дополнительные преференции для развития других проектов - "Северного широтного хода", развития Мурманского транспортного узла, строительства производственно-логистического комплекса Вооруженных сил РФ в Архангельске и развитие там порта. Так, протяженность маршрута для грузов, отправляемых со Свердловской железной дороги по "северному звену", к портам в Архангельске сократится на 137 км, в Мурманский транспортный узел - на 150 км.

Согласно материалам презентации, объем перспективного грузопотока "северного звена" к 2035 году на южном направлении составит 3,8 млн тонн, на северном - 17 млн тонн.

Отмечается, что синергия проектов "Белкомур" и "Северный широтный ход" создает устойчивую железнодорожную грузовую базу арктических регионов. Проекты дополняют друг друга, стимулируют развитие портовой инфраструктуры Арктики и ж/д подходов к Арктическим портам, соединяют разрозненные участки существующей инфраструктуры и формируют новые транспортные коридоры параллельно морским маршрутам. "Северное звено" обеспечивает короткий путь грузам ЯНАО к арктическим портам, направляет грузопотоки из ЯНАО по железной дороге к морским портам в Мурманск, Архангельск и Санкт-Петербург.

В.Щелков подчеркнул также, что в настоящее время это единственный инфраструктурный проект, который уже имеет рабочую документацию и прошел природоохранную экспертизу. "По нему ("северному звену" - ИФ) есть рабочая документация, хотя и устаревшая. Я не говорю о проекте, до рабочей документации проработано все. Да, она требует обновления, потому что она была составлена на период до 2009 года, но у других проектов этого нет", - сказал он.

"Что может в принципе сравниться на сегодняшний момент с этим проектом? Я не вижу таких проектов. Исходя из всего этого, я предлагаю всем и, прежде всего, аналитическому центру задуматься: а что же все-таки мешает, чтобы этот проект запустить? Ну, удивительная ситуация: инвестор есть, проект понятен (. . .) Ответа пока мы не слышим", - заключил топ-менеджер.

Как сообщалось ранее, "Белкомур" (Белое море - Коми - Урал) - комплексный проект промышленного и инфраструктурного развития севера РФ и Урала, основой которого является строительство железнодорожной магистрали Соликамск-Сыктывкар-Архангельск протяженностью 1161 км. Ее пропускная способность составит до 35 млн тонн грузов в год. Железная дорога состоит из 2 участков, северного (по территории Архангельской области и Коми) и южного (от Сыктывкара по территории Коми и Пермского края). Фактически необходимо проложить линии Карпогоры-Вендинга и Сыктывкар-Гайны-Соликамск, а остальные участки Северной желдороги - реконструировать. "Белкомур" позволит сократить путь от Урала до портов Архангельска на 800 км. Его общая стоимость оценивалась в 180 млрд рублей

В 2008 году проект "Белкомур" включен в Транспортную стратегию РФ до 2030 года и Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. До 2009 года проект готовился для софинансирования из средств инвестиционного фонда России.

С 2009 года шли поиски инвестора для участия в этом проекте. В числе компаний, которым мог бы быть интересен этот проект для перевозки грузов, назывались АО "СУЭК", ПАО "Уралкалий" (MOEX: URKA), АО "Еврохим", АО "Соликамскбумпром" (MOEX: SKBP) и другие предприятия. Позже интерес к проекту проявляли ВЭБ, Банк развития Китая, министерство железных дорог КНР, Китайская гражданская инженерно-строительная корпорации в России, Центр экономического и инвестиционного сотрудничества России и Китая.

В 2013 году компания DB International GmbH (DBI, Германия), "дочка" железнодорожного перевозчика Deutsche Bahn, подтвердила свое участие в строительстве железнодорожной магистрали.

Ожидаемые сроки завершения строительства северного участка "Белкомура" на территории Коми переносились несколько раз. Сначала власти Коми прогнозировали, что строительство путей на территории региона будет завершено в 2014 году, а позже говорилось, что магистраль будет запущена в 2018 году.

В 2015 году межрегиональная компания "Белкомур" и Poly Technologies, Inc (КНР) подписали соглашение о строительстве железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Соликамск. В частности, компания примет участие в финансировании, проектировании и строительстве новых участков линии протяженностью 712 км, а также модернизирует 449 км действующих участков железной дороги.

Планировалось, что в рамках реализации проекта "Белкомур" и китайские инвесторы создадут специальную проектную компанию для подготовки предложений правительству РФ о заключении концессионного соглашения по проекту.

В 2016 году министерство транспорта РФ заявляло, что в период до 2020 года не видит бюджетных источников для финансирования проекта строительства этой железнодорожной линии.

В 2017 году представители РЖД озвучили, что считают целесообразным начать реализацию проекта после 2025 года.

В феврале 2019 года Газпромбанк, правительство Республики Коми, Архангельской области и межрегиональная компания "Белкомур" в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи подписали соглашение о сотрудничестве по проекту строительства железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Соликамск.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс10.04.2019