02-06-11 / 2011
Новости отрасли
Северный широтный ход является важнейшей составляющей проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный»

Северный широтный ход длиной 707 км является важнейшей составляющей проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», причем наиболее перспективной и быстро реализуемой.

Такую оценку дал на совещании в Госдуме старший вице-президент ОАО «РЖД» Валерий Решетников строительству железнодорожной линии Обская – Салехард – Надым – Коротчаево. Всего на севере Уральского федерального округа предусмотрено строительство новых железнодорожных линий общей протяженностью 2,3 тыс. км.

Данный проект является комплексным и требует объединения нового строительства и достройки существующих уже участков, принадлежащих РЖД и «Газпрому». Причем суммарные инвестиции северного широтного хода составят около 153 млрд. рублей.

По словам В. Решетникова, затраты ОАО «РЖД» на достройку участка Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево оценивается в размере 18 млрд. рублей.

Но затраты эти оправданны. Необходимость строительства определяется наличием конкретной грузовой базы в районах прохождения железной дороги и готовностью крупнейших предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности отгружать свою продукцию на железнодорожный транспорт по имеющимся тарифам. Предполагается, что суммарный грузооборот по рассматриваемой линии в обоих направлениях к 2020 году составит около 22 млн. тонн. На запад ожидается вывоз жидких углеводородов на экспорт через порты Северо-Запада (к 2020 г. – 21 млн. тонн), в основном через строящийся морской порт Усть-Луга. На восток будут отправлять грузы, необходимые для разработки и эксплуатации нефтегазоконденсатных месторождений и жизнедеятельности региона, – около 1 млн. тонн ежегодно.

Но чтобы обеспечить такие объемы, необходимо, кроме нового строительства, усилить магистральные линии РЖД. А это как минимум дополнительно 50 млрд. рублей на реконструкцию инфраструктуры указанного региона. Только тогда проект может получить положительное развитие.

В. Решетников также отметил, что ОАО «РЖД» в качестве оптимальной схемы реализации данного проекта предложило создать Специальную проектную компанию (СПК), которая будет объединять усилия всех инвесторов, строить, а в последующем и эксплуатировать новую магистраль.

Причем реализовать проект предполагается на принципах государственно-частного партнерства, где сторонами инвестиционного договора являются: Росжелдор – со стороны государства и СПК, объединяющая интересы инвесторов.

Создание же новой компании планируется путем объединения активов незавершенных железнодорожных линий, принадлежащих «Газпрому» и РЖД, имущества корпорации «Урал Промышленный – Урал Полярный» и Ямало-Ненецкого автономного округа. Это объединенный имущественный комплекс вместе с фактически работающими перевозочными активами ОАО «ЯЖДК» позволит существенно улучшить привлекательность проекта для внешних инвесторов.

ОАО «РЖД» уже провело подготовку к внесению в уставный капитал ЯЖДК 88,58% доли в праве совместной с ЯНАО собственности на не завершенный строительством имущественный комплекс железнодорожной линии Коротчаево – Новый Уренгой – Пангоды, земельных участков в полосе отвода, а также прочего имущества железнодорожного комплекса рыночной стоимостью более 9 млрд. рублей.

Планы действительно грандиозные. Новые инфраструктурные объекты в энергетической и транспортной отрасли дадут сильнейший стимул развития экономики Урала и Западной Сибири. Вот только суждено ли им сбыться… Ведь определяющим решением для начала реализации проекта является выделение в федеральном и региональном бюджете ЯНАО необходимых средств на строительство моста через Обь и подходов к нему. Между тем в настоящее время федеральным законом о «Федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012–2013 годов» средства на финансирование проекта не предусмотрены.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru01.06.11Северному ходу нужна господдержка