20-05-13 / 2013
Новости отрасли
Северный морской путь может стать одним из важнейших транспортных коридоров на планете, соединив Европу и Азию

Северный морской путь (СМП) - кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком - в скором времени может стать одним из важнейших транспортных коридоров на планете, соединив Европу и Азию. По сути, это изменит всю логистику грузовых перевозок в мировом масштабе. На освоение СМП возлагают надежды крупнейшие экономики мира, но Россия играет в этом процессе ведущую роль.

Северный морской путь - это маршрут из Атлантического в Тихий океан вдоль северного побережья Сибири от Новой Земли до Берингова пролива. Современные ледоколы могут обеспечить навигацию на этом маршруте до четырех месяцев в году. По сравнению с маршрутами по южным морям и океанам использование СМП сокращает время в пути грузов между Северной Европой и Северо-Восточной Азией почти на 40%. Для России СМП имеет еще и важное стратегическое значение как маршрут транспортировки с Крайнего Севера углеводородного и минерального сырья, а также снабжения этих районов техникой и продовольствием. На этом пути сосредоточена и целая сеть уникальных наблюдательных станций, без существования которых не обойтись отечественным и зарубежным научным сообществам, изучающим Крайний Север.

"К 90-м годам прошлого столетия инфраструктура Северного морского пути соответствовала требованиям по обеспечению безопасных условий плавания", - рассказывают эксперты Минтранса. Но распад Советского Союза и последовавший за ним системный социально-экономический кризис постсоветского пространства негативно сказались на состоянии СМП. По данным Минтранса, после 1993 года транзитные перевозки носили случайный характер - в отдельные годы не более одного-трех рейсов. К концу 90-х годов работа Севморпути была практически парализована.

Только последние несколько лет наметилась тенденция к увеличению объемов морских перевозок. В течение 2005-2007 годов эти объемы превысили 2 млн тонн и продолжают увеличиваться. По данным Минтранса, за 2007 год по СМП прошло 2 рейса, за 2008-й - 3, за 2009-й - 5, за 2010-й - 10, за 2011-й - 41, за 2012 год - 36 рейсов (из них 25 судов с грузом, 11 - с балластом). Всего за 2011 год по СМП транзитом было перевезено около 835 тыс. тонн грузов, в 2012-м - 1,2 млн тонн грузов. Несмотря на очевидную динамику, до пика объема перевозок, как в далеких 80-х годах прошлого века, еще далеко. Катализаторами развития СМП станут разведанные запасы углеводородов, минерального сырья и других полезных ископаемых на шельфе.

Официальными претендентами на ресурсы арктического шельфа и дна Северного Ледовитого океана называют США, Канаду, Данию, Норвегию и Исландию. Немалый интерес к Арктике проявляют Германия, Япония, Индия и Китай. Россия активно отстаивает свои геополитические интересы и поддерживает постоянное присутствие в регионе. В конце ноября прошлого года вступил в силу федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути".

Этот документ определяет понятие акватории СМП и предусматривает создание администрации СМП в форме федерального учреждения, которое принимает и рассматривает заявления на право плавания в акватории, а также выдает разрешения на плавание.

В условиях обострившейся международной конкуренции в борьбе за ресурсы арктического шельфа возрастает и значение российского атомного ледокольного флота. В настоящее время на трассах Северного морского пути действуют девять линейных ледоколов (из них пять атомных, в том числе построенный в 2007 году атомный ледокол "50 лет Победы", и четыре дизельных). Развитие ледокольного флота России проходит в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)". За счет средств федерального бюджета планируется строительство одного универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт и четырех линейных дизельных ледоколов (линейный дизель электрический ледокол мощностью 25 МВт и три линейных ледокола типа ЛК-16). Так, в 2012 году состоялась закладка ледокола мощностью 25 МВт на Балтийском заводе и ледокола мощностью 16 МВт - на Выборгском судостроительном заводе. Немаловажным фактором увеличения востребованности мощных линейных атомных ледоколов стал наметившийся в 2008 году перелом в ходе климатических процессов формирования ледяного покрова в Арктике. К началу полярной зимы площадь распространения льдов в морях Арктики и Центрального Арктического бассейна увеличилась на 1 млн кв. км по сравнению с аналогичным показателем 2007 года.

Важным показателем будущего стремительного развития СМП стало подписание генерального соглашения между Росатомом и НОВАТЭКом о сотрудничестве в части бесперебойной ледокольной проводки судов на трассах СМП, в том числе из порта Сабетта, при перевозках генеральных строительных грузов и готовой продукции производства завода по сжижению природного газа на полуострове Ямал. Это соглашение предусматривает заключение долгосрочного договора на оказание услуг по ледокольной проводке судов по Северному морскому пути сроком действия не менее 15 лет. Уже начал осваивать СМП российский концерн "Газпром", который в конце декабря 2012 года завершил первую в мире перевозку сжиженного природного газа по Северному морскому пути.

Важным аспектом освоения СМП станет экология. Пока рано говорить о влиянии увеличения грузооборота по трассе СМП на состояние окружающей среды как в море, так и на близлежащих прибрежных территориях, но Арктика и без активного судоходства на трассе СМП имеет потенциальные источники загрязнения окружающей среды. "В советское время там работало много станций наблюдения, которые требовали соответствующего обеспечения и людскими ресурсами, и техникой, и топливом. В период летней навигации завозилось огромное количество горюче-смазочных материалов в бочках и множество другого необходимого обеспечения. И все это делалось со значительным аварийным запасом. Обратно ничего не вывозилось, - рассказывает Андрей Золотков, руководитель мурманской региональной общественной экологической организации "Беллона-Мурманск". - Неудивительно, что сегодня поднят вопрос о генеральной уборке" Арктики." Разговор идет о десятках тысячах тонн отходов, которые оказались бесхозными, активно ржавеют и в конце концов в ближайшее время могут оказаться в море. Кроме того, в Карском море и в бухтах архипелага Новая Земля производились затопления радиоактивных отходов и объектов с отработавшим ядерным топливом".

Впрочем, на Ямале очистка Арктики уже началась: в прошлом году завершилась экспедиция на научно-исследовательском судне "Профессор Молчанов", в ходе которой была проведена оценка техногенного загрязнения природы Ямальского и Тазовского районов и проведен экологический мониторинг полуостровов Ямал и Гыдан.

Важным проектом стала и "генеральная уборка" острова Белый. В прошлом году экологический отряд очистил территорию площадью 6 тыс. кв. м (это примерно треть площади острова), вывезя 75 тонн металлолома и иного мусора, оставленного в советское время военными и геологами. В этом году уборку острова продолжат отряды волонтеров.

"На острове Белый предполагается разместить современный научный центр, куда будут съезжаться ученые со всего мира и проводить исследования по изучению уникальной арктической флоры и фауны", - отметил заместитель губернатора Ямала, руководитель окружного департамента международных и внешнеэкономических связей Александр Мажаров.

Таким образом, в настоящее время нет оснований думать, что судоходство на трассе СМП станет экологической угрозой для Арктики. Основные опасения связаны с результатами прошлой деятельности в районах Крайнего Севера и наступательными планами ряда крупных компаний относительно шельфовых разработок месторождений нефти и газа в сложных климатических условиях.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ - Власть20.05.13Полярный маршрут